Нужно ли указывать на правопреемство при изменении организационно-правовой форма с снт на товарищество собственников недвижимости

Напоминаем, что согласно п.1 ст.123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.3 ФЗ 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», п.2.9 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год», утв. Президиумом ВС РФ от 02.07.2014 г. садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества являются видами товарищества собственников недвижимости (далее – ТСН) .

Специальным законом, регулирующим деятельность таких видов ТСН как садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества до 01.01.2023 г. является ФЗ-66, с 01.01.2023 г. – ФЗ-217. Таким образом, все уставы СНТ, ДНТ и ОНТ должны соответствовать указанным специальным законам и только в случае отсутствия соответствующих норм – нормам ГК РФ от ТСН.

Согласно п.1 ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид . Это же подтверждается разъяснениями, содержащимися в Письме ФНС от 26.06.2023 №СА-2-14/752@.

Согласно принятому 217-ФЗ садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ), созданные до дня вступления в силу данного закона, должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие. Такое преобразование, а также приведение в соответствие учредительных документов необходимо провести при первом изменении учредительных документов.

Отвечает руководитель проекта «Истринская долина» Михаил Африканов:

Согласно новому закону садовое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, поэтому производить «переименование» с СНТ на ТСН не требуется. Тем не менее учредительные документы с 1 января 2023 года необходимо привести в соответствие с новым законом.

Отвечает управляющий партнер агентства недвижимости «Загородный стиль» Павел Соколов:

29 июля 2023 года был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон пришел на смену Федеральному закону № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 и вступает в силу с 1 января 2023 года. В связи с принятием нового закона собственники садовых и дачных участков — члены и председатели ранее созданных СНТ, ДНП и т. д. — озадачились вопросом необходимости перехода на новую форму ТСН.

Итак, заверенную форму Р130001, протокол об утверждении новой формы Устава (даже если поменяли только запятую), новый Устав, квитанцию об оплате государственной пошлины (800 руб.) председатель правления подает в налоговую инспекцию по месту нахождения товарищества. Через 5 дней в выписке из ЕГРЮЛ под тем же ОГРН (основной государственный регистрационный номер) и ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) видим не СНТ, а ТСН.

Идеальное решение – утвердить новую форму устава решением общего собрания членов в декабре, зарегистрировать устав в налоговой инспекции в январе. Проблема в том, что мало какое товарищество сможет набрать кворум на декабрьском собрании…

После утверждения решением общего собрания новой формы Устава. Председатель правления заверяет нотариально форму 13001, в которой на первой странице фигурирует старая организационно-правовая форма (СНТ), на второй уже указывается ТСН. Законодательно не установлена обязанность принимать общим собранием членов СНТ решение о смене ОПФ. Проходит это автоматически, так как другую форму налоговая инспекция принять не может.

Специальным законом, регулирующим деятельность таких видов ТСН как садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества до 01.01.2023 г. является ФЗ-66, с 01.01.2023 г. – ФЗ-217. Таким образом, все уставы СНТ, ДНТ и ОНТ должны соответствовать указанным специальным законам и только в случае отсутствия соответствующих норм – нормам ГК РФ от ТСН.

Согласно п.1 ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Это же подтверждается разъяснениями, содержащимися в Письме ФНС от 26.06.2023 №СА-2-14/752@.

Вашему вниманию предлагается краткое разъяснение, опровергающее утверждение и доводы некоторых юристов о том, что СНТ (ДНТ, ОНТ) должно преобразоваться в товарищество собственников недвижимости (ТСН) основано на неправильном истолковании действующего законодательства.

2. Для садоводческих некоммерческих товариществ, некоммерческих партнёрств — с учётом норм 99-фз необходимо провести процедуру реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования и процедуру реорганизации партнёрства в ассоциацию или союз.

Необходимость скорейшего приведения учредительных документов в соответствие законодательным актам:

  • разработка нового устава для ТСН (самый сложный и трудоёмкий процесс);
  • подготовка документов по делопроизводству;
  • подготовка документов на имущество объединения, в т.ч. ИОП;
  • уточнение списка членов СНТ;

Смена организационно-правовой формы СНТ на ТСН
путём реорганизации в форме преобразования.

Что из себя представляет переход от СНТ к ТСН с точки зрения Гражданского кодекса и ФЗ-66 от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»? Что при этом происходит, или что должно произойти? Надо ли спешить со сменой организационно-правовой формы?
Как не надо осуществлять переход от СНТ к ТСН, и что из этого получается?
Каков правильный механизм перехода от СНТ к ТСН, какой должен быть результат после регистрации юридического лица?

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

Зачастую многие из собственников и членов товарищества сталкиваются с ситуацией, когда ведение совместного хозяйства, садоводства или просто проживание в рамках границ одного поселения становится невозможным. Причины для реорганизации СНТ могут быть разные:

Порядок реорганизации СТ в СНТ?

Зарегистрированные в соответствии со старым порядком садовые некоммерческие товарищества, а вместе с ними садоводческие или огороднические кооперативы необходимо будет преобразовать в товарищества собственников недвижимости. Актуальным также будет проведение целого комплекса работ по приведению СНТ и ТСН своих Уставов в соответствие с действующими нормами гражданского права, законодательства о сельскохозяйственной кооперации и другими законодательными актами. Это необходимо сделать при первом их изменении в случае принятия членами СНТ решения о реорганизации, после чего будет осуществляться деятельность по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иного производства, не связанного с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

ТСН объединяет собственников различных типов недвижимости. Это не только садовые и огородные участки, но также гаражи и квартиры. В руководящие органы ТСН могут быть избраны не только участники организации, позволяя привлекать кадры со стороны. СНТ часто сталкивались с ситуацией нехватки кадров, когда участники отказываются занимать вакантные должности.

ТСН (товарищество собственников недвижимости) было введено в качестве организационно-правовой формы Закона № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Тогда же были внесены изменения в 4 главу I части Гражданского кодекса РФ. С этого момента организации собственников огородной и садоводческой недвижимости регистрируются в качестве ТСН.

Содержание статьи

При этом если участники товарищества внесут какое-либо изменение в устав, они обязаны будут сменить организационно-правовую форму. До этого момента СНТ продолжит функционирование, в части не противоречащей положениям нового закона.

Пакет документов при в форме преобразование для подачи в ИФНС.
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации — форма № Р12001.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации № Р12001
2. Передаточный акт.
3. Учредительные документы. Представляются в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте, в одном при направлении в электронном виде
Квитанция об уплате госпошлины в размере 4000 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины».
3. Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. (Не обязателен. Нужную информацию у территориального органа ПФ налоговый орган запросит самостоятельно.)
4. На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации. Документы могут направить в ваш адрес и по почте.
Подробнее на сайте ФНС России

Разъяснения ФНС по процедуре реорганизации в виде преобразования
Федеральная налоговая служба письмом от 28.09.2023 г. № 14-1-03/0063@ довела свою позицию по вопросу о порядке реорганизации юридических лиц в форме преобразования.

Для проведения реорганизации необходимо: проведение инвентаризации имущества общего пользования, составление бухгалтерской отчётности, инвентаризации, оформление передаточного акта, проведение общего собрания учредителей, утверждение устава. Затем подаётся пакет документов в ИФНС по месту нахождения юридического лица.

Наши чиновники и законодатели вначале решили пополнить бюджеты через увеличение кадастровой стоимости на земли от 20 до 150 раз, но опять им не хватило денег и начали придумывать, а как с земельного участка взять не 1 000 рублей налога, а сразу 50 000 рублей и придумали, что это могут сделать , если строение не соответствует параметрам, которые они, видимо, задним числом будут нам определять и им всё равно, что действовали нормы ФЗ № 66, что действовали нормы СнИП 30-02-97, что действовал ФЗ № 93 («Дачная амнистия) и эти штрафы они будут применят в первую очередь к строениям, которые граждане не внесли в ЕГРП (ЕГРН) (смотрите часть 3 статьи 2 законопроекта) и власти не интересно, что 50% гражданам не дали возможность зарегистрировать земельные участки — соответственно они и не могли зарегистрировать дома.

В Законе 54 статьи. С 1 по 28 статью расписываются нормы по садоводству и огородничеству. 54 статья — «Переходные положения», а с 31 статьи по 53 статью (ДВАДЦАТЬ ТРИ СТАТЬИ) — внесение изменений в Кодексы РФ, Федеральные законы, в ГК РФ.

то есть, граждане, которые были поставлены на жилищный учёт в соответствии нормы статьи 40 Конституции РФ до вступления в силу Закона, свою очередь сохранят (ЭТО ПОКА ПООБЕЩАЛИ, ЧТО СОХРАНЯТ, А ЗАВТРА ПРИДУМАЮТ ОЧЕРЕДНОЙ ЗАКОН И СНИМУТ ВСЕХ С УЧЁТА И 25 ЛЕТ МЫ ВИДИМ, КАК ИДЁТ «ИГРА» ПРОТИВ НАРОДОВ РОССИИ), И ОТСЮДА СЛЕДУЕТ, ЧТО , ЕСЛИ ИМЕЕШЬ САДОВЫЙ ДОМ (ИЛИ КТО-ТО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ТАК КАК НА УЧЁТ СТАВЯТСЯ ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ) — СТАТЬЯ 40 КОНСТИТУЦИИ РФ ДЛЯ ТАКИХ ГРАЖДАН УЖЕ НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ. ВОТ ТАК РАСТЕРЗАЛИ КОНСТИТУЦИЮ РФ.

Вопросы такие. Можно ли поменять ОПФ по 13-й форме? Мы же не по своей прихоти ее меняем, а приводим в соответсвие. Столько садов нужно сейчас перерегистрировать и неужели всем необходимо делать реорганизацию? Есть ли упрощенный порядок изменения ОПФ? если по 13-й форме, какой пакет документов необходим? По срокам подавать документы нужно до 19-го года или после (когда уже вступит в силу)? Если это все же реорганизация. какой порядок, также какие док-ты и сроки?

В соответствии с ФЗ-217, могут быть только Садоводческие некоммерческие товарищества и Огороднические некоммерческие товарищества. У нас сейчас Садоводческий потребительский кооператив. Необходимо привести ОПФ в соответствие с указанным ФЗ. Начальник рег. отдела налоговой сказал, что должна быть реорганизация. Я конечно не ставлю под сомнение его компетентность, но вопросы возникают, на которые он ссылается на закон.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

ТСН объединяет собственников различных типов недвижимости. Это не только садовые и огородные участки, но также гаражи и квартиры. В руководящие органы ТСН могут быть избраны не только участники организации, позволяя привлекать кадры со стороны. СНТ часто сталкивались с ситуацией нехватки кадров, когда участники отказываются занимать вакантные должности.

Обратите внимание!

Взносы могут взиматься не в форме фиксированной суммы, а соразмерно площади занимаемой участком, либо количеству таких участков. ТСН предполагает возможность избавиться от целевых взносов, освобождая участников от оплаты общей собственности. С них снимается имущественная ответственность по обязательствам товарищества.

Плюсы и минусы двух типов ОПФ

По факту присоединения товарищество распускается, а его правопреемником становится ТСН. После присоединения или переоформления в ТСН, дома на садовых участках могут быть признаны жилыми с возможностью прописки граждан.

Пакет документов при в форме преобразование для подачи в ИФНС.
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации — форма № Р12001.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации № Р12001
2. Передаточный акт.
3. Учредительные документы. Представляются в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте, в одном при направлении в электронном виде
Квитанция об уплате госпошлины в размере 4000 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины».
3. Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. (Не обязателен. Нужную информацию у территориального органа ПФ налоговый орган запросит самостоятельно.)
4. На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации. Документы могут направить в ваш адрес и по почте.
Подробнее на сайте ФНС России

Для проведения реорганизации необходимо: проведение инвентаризации имущества общего пользования, составление бухгалтерской отчётности, инвентаризации, оформление передаточного акта, проведение общего собрания учредителей, утверждение устава. Затем подаётся пакет документов в ИФНС по месту нахождения юридического лица.

Статья 57. Реорганизация юридического лица
1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).
Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.
Статья 59. Передаточный акт
1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

  • Изменение организационно-правовой формы (преобразование). Такой способ применяется для приобретения дополнительных возможностей в некоторых сферах деятельности и управления. Организационно-правовая форма сообщества может быть изменена на:
  1. Полное товарищество.
  2. Общество с ограниченной ответственностью.
  3. Публичное или непубличное акционерное общество.
  4. Производственный кооператив.
  5. Хозяйственное партнерство.
  6. Общественная организация.
  7. Потребительский кооператив.
  8. Ассоциация или союз.
  9. Частное учреждение.
  10. Автономная некоммерческая организация.
  11. Товарищество собственников.
  • Форма слияния. Используется при присоединении двух или более дачных структур. При этом проводятся общие собрания членов и собственников, на которых утверждается соответствующее решение большинством голосов присутствующих. При слиянии одна, несколько или все компании ликвидируются, и на их базе образовывается новая организация, или оставшейся общности передаются права по управлению и распоряжению имуществом.
  • Форма присоединения. При такой реорганизации одна компания вбирает в себя активы других. При этом вливающиеся коллективы юридически прекращают свое существование.
  • Форма разделения. Используется при разграничении прав на использование общей собственности. Принимается на общем собрании при согласовании главенствующих положений по разделу имущества путем составления передаточного акта.
  • Форма выделения. Образуется новая организация, которая получает часть активов и собственности материнской компании. Первоначальная структура изменению не подлежит и ее не нужно перерегистрировать.

Формы реорганизации садоводческого товарищества

  1. Решение о реорганизации структуры по инициативе граждан (членов и учредителей), управляющего состава (председатель, коллегиальный совет) или представителей муниципалитета.
  2. Проведение общего собрания или заседания компетентной комиссии. На их основании формируется протокол или положение.
  3. Оформление передаточного акта или разделительного баланса. Принимается управляющим составом или выборочным кругом заинтересованных лиц на общем собрании.
  4. В случае удовлетворения требования, подается заявление для регистрации в региональное отделение РосРеестра. При оформлении прикладывается необходимая документация (протокол, действующий устав и его разработанная версия, заявление, передаточный акт).
  5. Ожидание в течение трех месяцев (срок исковой давности).
  6. Регистрация перехода вещного права и получение заверенной документации в РосРеестре.

Последствия реорганизации садоводческого товарищества

Члены измененного товарищества автоматически получают права и полномочия в новой общности. Если при определении разделительного баланса возникают проблемы по поводу назначения правопреемника для некоторого имущества, образованная компания несет солидарную ответственность по таким вопросам.

Сегодня наши зарегистрированные СНТ в налоговом органе не имеют юридического единства с нами, так как нас нет в этом юридическом лице, мы не указаны в качестве учредителей. Учредитель — это создатель юрлица. Свои товарищества мы создавали, мы создавали инженерную инфраструктуру, строили свои дома, вырастили сады и все это на личные денежные средства. Мы выживали 28 лет, теперь запустили механизм, через федеральные законы, который приведет к разрушению уникального коллективного сообщества. Именно по этой причине чиновники и налоговики сейчас предпринимают все усилия, чтобы не вводили учредителей.

Что касается Формы Р 12001, то Вы можете зайти на сайт nalog.ru и запросить Форму Р 12001. Выбираете лист, который называется реорганизация в форме преобразования и лист который имеет заголовок «Учредители физические лица».

Властям всех уровней России очень не выгодно, чтобы мы были истинными хозяевами своих юридических лиц, так как в их планах окончательно уничтожить коллективное садоводческое, огородническое и дачное сообщество и насадить управляющие компании.

В соответствии с ФЗ-217, могут быть только Садоводческие некоммерческие товарищества и Огороднические некоммерческие товарищества. У нас сейчас Садоводческий потребительский кооператив. Необходимо привести ОПФ в соответствие с указанным ФЗ. Начальник рег. отдела налоговой сказал, что должна быть реорганизация. Я конечно не ставлю под сомнение его компетентность, но вопросы возникают, на которые он ссылается на закон.

Вопросы такие. Можно ли поменять ОПФ по 13-й форме? Мы же не по своей прихоти ее меняем, а приводим в соответсвие. Столько садов нужно сейчас перерегистрировать и неужели всем необходимо делать реорганизацию? Есть ли упрощенный порядок изменения ОПФ? если по 13-й форме, какой пакет документов необходим? По срокам подавать документы нужно до 19-го года или после (когда уже вступит в силу)? Если это все же реорганизация. какой порядок, также какие док-ты и сроки?

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вам будет интересно ==>  Доплата к пенсии работающим пенсионерам в 2023 году в хмао в сумме 633 рублях
Ссылка на основную публикацию