Учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2023 году инструкция

Поскольку материальные запасы, перечисленные в вопросе, применяются в медицинских целях, а не в учебных или хозяйственных целях, расходы на их приобретение могут быть отражены по подстатье 341 КОСГУ. Материальные ценности учитываются на счете 105 01.

Реестр зарегистрированных медицинских изделий размещен на сайте Росздравнадзора (ч. 10 ст. 38 Закона № 323-ФЗ). Реестр содержит такие наименования как одноразовая одежда из нетканого полотна, лабораторные реактивы и расходные материалы для проведения лабораторных исследований, расходные материалы (бумага для стерилизации инструментов, индикаторная бумага, стекло предметное, баночка для анализов, акушерские наборы для новорожденных, дезинфицирующие средства).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями для применения изделий по назначению.

Этот документ предписывал при отпуске медикаментов в больничной аптеке указывать в требовании-накладной (ф. 0504204) их количество, розничную цену и стоимость методом таксирования, описанным в п. 20 этой же инструкции.

Требования указанной инструкции шли в разрез с общими требованиями к бухгалтерскому учету материальных запасов организациями бюджетной сферы, которые определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Напомним, до настоящего времени провизоры многих медицинских организаций при ведении учета руководствовались, в том числе Инструкцией по учету медикаментов, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).

Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава от 03.07.1968 № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

Основные аспекты учета медикаментов

В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.

Вам будет интересно ==>  Приемная семья выплаты в москве

Бухгалтерский учет медикаментов

Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

В ноябре 2023 года Порядок применения КОСГУ № 209н подвергся серьёзным изменениям, часть из которых уже применяется, другие начнут действовать с 2023 года. Изменения в части «доходных» КОСГУ – это, прежде всего, новая подстатья 139 КОСГУ, а также уточнение назначения действующих кодов по доходам от безвозмездных неденежных поступлений. В части «расходных» КОСГУ в значительной степени корректировке подверглись подстатьи 226 и 228 – часть затрат, отражаемых в настоящее время по подстатье 226, с 2023 года будет перенесена в подстатью 228. Кроме того, существенно дополнены практически все подстатьи, детализирующие статью КОСГУ 260 «Социальное обеспечение». Также уточнены подстатьи КОСГУ, связанные с новым порядком отражения в учете неисключительных прав пользования НМА.

Уточнение и в части расчета средней численности работников, занятых по договорам гражданско-правового характера. Так, если дата заключения договора, предусматривающего конкретный период выполнения работ или оказания услуг, не совпадает с датой их начала, то периодом действия договора ГПХ считается период выполнения указанных задач.

11. Главные налоговые новшества

Для федеральных казенных учреждений Минфин России обновил перечень форм обоснований/ расчетов плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет. Напомним, до внесения изменений для этих целей было утверждено 104 формы. Однако для подготовки бюджетных смет на 2023 год и плановый период 2023 — 2023 г.г. скорректировано содержание девяти из них, еще три обоснования – № 25, № 26, № 42 — исключены. Зато добавлены 37 новых, ориентированных, преимущественно, на обоснование бюджетных ассигнований, планируемых для предоставления субъектам РФ в порядке софинансирования расходов на реализацию нацпроектов.

Акт об уничтожении составляется в день уничтожения ЛС. Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении ЛС. Акт подписывают все лица, принимавшие участие в уничтожении ЛС, и заверяется печатью организации, осуществившей уничтожение. Копия акта об уничтожении ЛС, заверенная в установленном порядке, представляется в течение 5 рабочих дней со дня его составления или в течение 5 рабочих дней со дня его получения владельцем уничтоженных лекарственных средств в уполномоченный орган с использованием электронных средств связи.

Санитарный режим в аптеках

Утратил силу 31.12.2023: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 979н «Об утверждении требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения».

Качество ЛС

Утратил силу 31.12.2023: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2023 г. N 47н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности».

Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом – Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России (п. 34 инструкции № 157н).

Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений инструкций №№ 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

  1. Предметы и ценности, используемые в деятельности предприятия и имеющие срок использования менее 12 месяцев.
  2. Готовую продукцию — результат производственного цикла.
  3. Товары для продажи независимо от срока использования и стоимости объекта.
  4. Отдельные категории ценностей, поименованные в п. 99 Инструкции № 157н.
Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум в нижневартовске для инвалидов 2 группы в 2023 году

Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.

Группировка матзапасов в бюджете

Учет материальных запасов в бюджетных организациях — это отражение операций по поступлению, выбытию и перемещению имущественных ценностей учреждения, отнесенных в состав матзапасов. Для бюджетников предусмотрены исключительные правила бухучета.

  • Приказ Минфина России от 08.06.2023 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2023 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2023 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2023 N 236н

Новая система платежей

  • Письмо ФНС России от 08.10.2023 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2023 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2023 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2023 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2023 N 119н

Отчетность по новым формам

Для Казначейства заведен единый казначейский счет № 401 02, к которому Казначейству и финорганам открыто еще по несколько казначейских счетов (номера начинаются с «0»), различных по видам средств и проводимым операциям. К казначейским счетам открыты лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, администраторов доходов и т.д. Операции между лицевыми счетами, открытыми в Казначействе и финорганах, будет проводить Казначейство без оформления платежных поручений.

Правительство Архангельской области утвердило величину прожиточного минимума в Архангельской области на III квартал 2023 года. Установленная величина прожиточного минимума действует с 1 октября 2023 года.

Стандарт не предусматривает возможность включать в первоначальную стоимость затраты на транспортировку, сортировку и другие расходы по приведению материальных запасов в состояние, пригодное для использования.

Отдельные правила определения стоимости учета для готовой продукции и товаров

Отдельные материальные ценности для обеспечения граждан уже являлись материальными запасами согласно Инструкции N 157н . С другими матценностями была неопределенность, поэтому стандарт допускает наличие расхождений по составу материальных запасов по сравнению с прежними правилами.

Стоматологическая поликлиника, являющаяся автономным учреждением, приобрела у поставщика (иной нефинансовой организации) лекарственные препараты на сумму 60 500 руб. и шприцы на сумму 40 000 руб. за счет средств ОМС (КВФО 7). Медикаменты были использованы в текущем месяце на сумму 36 300 руб. при оказании медицинской помощи в условиях амбулаторного приема пациентов.

Поскольку все перечисленные выше объекты нефинансовых активов используются менее 12 месяцев, в целях применения бухгалтерского учета данные медицинские изделия относятся к материальным запасам. Медицинские изделия, срок использования которых свыше 12 месяцев, необходимо учитывать в составе основных средств. Как правило, это медицинская аппаратура и хирургический инструментарий, выполненный из специального металла. Это, в частности, следует из п. 7 ФСБУ «Основные средства» [5] .

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

– Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2023 № 132н (далее – Порядок № 132н);
– Порядок применения кодов КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2023 № 209н (далее – Порядок № 209н).

При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, а при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств. Об этом сказано в приказе Министерства здравоохранения России от 29 октября 2023 г. № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей» ОФС.1.1.0010.15 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Учет в аптеке

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры отпускаются в отделения согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Правила бухгалтерского учета

Указанные нормы естественной убыли не применяются к готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе к этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке.

Вам будет интересно ==>  Программа молодая семья в твери 2023

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Особенности применения

1. Важное изменение в части рабочего плана счетов: если раньше он содержал счета, которые применяет учреждение, то теперь он может содержать ИЛИ перечень счетов (как раньше), ИЛИ же просто коды счетов бухучета и правила формирования из них номеров счетов. Обратите внимание на это при разработке учетной политики учреждения.

Единый план счетов

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

Если учреждение осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то на основании ст. 39 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” оно должно вести журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Формы этих журналов утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 (далее – Постановление N 644).

Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено определение медицинских изделий – это любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению. На территории России разрешается обращение только тех медицинских изделий, которые зарегистрированы в государственном реестре. Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, а номенклатурная классификация медицинских изделий по видам утверждена приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н. Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Росздравнадзора. В настоящее время в реестре зарегистрировано более 28 тысяч наименований. Данная классификация включает в себя 19 разделов, в том числе:

Нормы списания моющих средств в образовательном учреждении

Например, для уборки производственного помещения площадью 400 кв. метров потребуется 1 кг стирального порошка, туалетное мыло 0,2 кг и хозяйственное 0,4 кг, а также два веника. Это – месячная норма. На два месяца рассчитана половая щетка, на полгода – совок для мусора и каждый месяц – одна пара резиновых перчаток.

1. Согласно п. 117 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем помимо аналитического кода группы синтетического счета (п. 37 Инструкции N 157н) соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. В частности, медикаменты и перевязочные средства учитываются по аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета 1, продукты питания — 2, прочие материальные запасы — 6.

2. В класс 10 «Продукты пищевые» включены добавки биологически активные, используемые как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов (код 10.89.19.210).

Подводя итог изложенному, ВМК в равной степени могут быть отнесены и к медикаментам, и к продуктам питания. На наш взгляд, ключевым моментом будет являться специфика использования ВМК. Если они выдаются наряду с лекарственными средствами, например, в стационарах, они могут учитываться в качестве медикаментов. Если же они используются в диетическом питании для обогащения блюд витаминами, то должностными лицами учреждения может быть принято решение об их учете в составе продуктов питания.

Ссылка на основную публикацию