Перечень заболеваний устанавливающих связь с пребыванием на чернобыльской аэс

Содержание

Перечень
заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Правительство Российской Федерации постановляет:

В указанный в названии перечень включаются следующие заболевания: острая и хроническая лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевой гипотиреоз, местное лучевое поражение (лучевые ожоги), апластическая анемия, новообразования. Перечень используется при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями инвалидности в безусловном порядке без дальнейшего освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 21.04.2005 № 289 было утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Согласно пункту 3 данного Положение межведомственным экспертным советом устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф и инцидентов.

В связи с этим полагаем, что при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания ветерана подразделения особого риска с воздействием радиации ему может быть установлена причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

Согласно части второй статьи 29 вышеназванного Закона, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК (с 1 января 2005 года федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы) через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

В настоящее время действует постановление правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Это постановление содержит нозологии, по которым межведомственными экспертными советами устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

«Согласно современным научным клиническим и эпидемиологическим данным о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека, постановление № 592 требует актуализации», – говорится в пояснительной записке к документу. В ней указано, что между лучевым воздействием на человека в и возникновением злокачественных новообразований наблюдается прямая связь, однако при облучении малыми дозами радиации проявление негативных для здоровья последствий носит случайный характер. Международный опыт показывает, что в качестве радиационного эффекта развитие доброкачественных новообразований не рассматривается.

Минздрав подготовил проект постановления правительства РФ ‎«Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы ‎на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году ‎на производственном объединении «Маяк» и сбросов ‎радиоактивных отходов в реку Теча». В этот перечень предлагается включить сердечно-сосудистые заболеваний и злокачественные новообразовании.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопросов об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительности периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

В случае установления причинной связи инвалидности с аварией на ЧАЭС определяется степень утраты трудоспособности в процентах в порядке, определяемом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1годы участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

Вам будет интересно ==>  Сколько платят матери которая кормит грудью в пензенской области

ВОПРОС: Какие заболевания, при возникновении которых, может быть установлена причинная связь с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
ОТВЕТ: В соответствии с Приложением к приказу Минздравмедпрома от 06.08.96 г. № 311 установлен следующий перечень заболеваний:

1.Затяжные неврозоподобные и депрессивные состояния с выраженными вегетативными дисфункциями, снижением половой потенции, патологическим (ипохондрическим) развитием личности, признаками снижения памяти, внимания, интеллектуальной продуктивности.
2.Нейро-циркуляторная дистония с выраженными колебаниями артериального давления, частыми вегето-сосудистыми кризами, стойкими астеническими (цереброастеническими) нарушениями.
3.Хронические прогрессирующие нарушения мозгового кровообращения с неврологической симптоматикой и нарушения психических функций.
4.Гипертоническая болезнь с прогрессирующим течением, частыми кризами и другими осложнениями.
5.Ишемическая болезнь сердца, прогрессирующая, с частыми приступами стенокардии напряжения и покоя, осложненная острыми расстройствами коронарного кровообращения, тяжелыми нарушениями сердечного ритма, острой или нарастающей хронической сердечной недостаточностью.
6.Хронические неспецифические заболевания органов дыхания с частыми обострениями и прогрессирующей дыхательной недостаточностью.
7.Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки с частыми обострениями и осложнениями.
8.Диффузный токсический и узловой зоб, аутоиммунный тиреоидит.
9.Хроническая лучевая болезнь, лучевые ожоги, лучевая катаракта.
10.Эритромиелодисплазия, апластическая анемия, острые и хронические миелоидные лейкозы.
11.Солидные злокачественные опухоли у ликвидаторов 1986 — 1987 гг.
Данный документ был отменён.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 198 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 85 ПРИКАЗ от 26 мая 1999 года О ПЕРЕЧНЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.99 N 623-р и в целях реализации части 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 17.04.99 N 79-ФЗ) приказываем:
1. Утвердить Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приложение).
2. Учреждениям Государственной службы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91 N 1244-1, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко и заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации А.И. Осадчих. Министр здравоохранения Российской Федерации В.И.СТАРОДУБОВ Министр труда и социального развития Российской Федерации С.В.КАЛАШНИКОВ
Приложение Утверждено Приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 26 мая 1999 г. № 198/85
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЛИ ОБОСТРЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНО В СВЯЗЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
1. Острая и хроническая лучевая болезнь
2. Лучевая катаракта
3. Местное лучевое поражение (лучевые ожоги)
4. Миелоидный лейкоз
5. Эритромиелодисплазия
6. Апластическая анемия
7. Злокачественные лимфомы
8. Миеломная болезнь
9. Рак щитовидной железы
10. Рак трахеи, бронхов, легкого
11. Рак пищевода
12. Рак желудка
13. Рак толстой кишки
14. Рак мочевого пузыря
15. Рак молочной железы
16. Рак яичников и яичка
17. Рак почки
18. Рак кожи
19. Злокачественные опухоли костей и суставных хрящей
20. Злокачественные опухоли мозга

1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию с указанием цели подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти) (образец в Приложении 1): — бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал). — работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико- биологического агентства (оригинал).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 1244-1 от 15.05.1991 г.

12.2. О динамике состояния здоровья пострадавшего по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах с указанием дат и диагнозов.

ПЕРЕЧЕНЬ документов, необходимых для представления на рассмотрение экспертного вопроса в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Российский МЭС)

2. Личное заявление от граждан (копия), подвергшихся радиационному воздействию на имя руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (образец в Приложении № 2). Для ребенка, родившегося от граждан, подвергшихся радиационному воздействию: — ФИО родителей, данные на родителей, подвергшихся радиационному воздействию, указанные выше. — цель подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти).

33. Республиканский экспертный совет представляет отчет о деятельности экспертных советов республики не позднее 10-го числа первого месяца нового квартала и по итогам работы за год в Министерство здравоохранения и Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Комчернобыль).

Вам будет интересно ==>  Уголь по какому косгу в 2021 году отражать

11. Медико-техническая группа экспертного совета принимает документы и регистрирует их в учетных формах. Секретарь совета изучает материалы на полноту их представления, достаточность и четкость информации для принятия решения, при необходимости сверяет паспортные данные для уточнения места проживания, направляет заявителей в специализированные лечебно-профилактические учреждения, центры, диспансеры, лаборатории республики для уточнения диагнозов заболеваний в случаях отсутствия или нечеткости клинико-функциональных данных, подтверждающих их установление.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С ПОСЛЕДСТВИЯМИ КАТАСТРОФЫ НА ЧАЭС

— документы для пересмотра принятых решений, по которым областные и Минский городской экспертные советы приняли решения с нарушениями порядка проведения экспертизы, при отсутствии объективных критериев обоснованности принятых решений, при отсутствии документов, необходимых для формирования окончательного заключения, при установлении фактов злоупотреблений.

Приложение:
В случае обращения граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1. Личное заявление гражданина (ки)
2. Заверенная копия удостоверения Российской Федерации установленного единого образца, подтверждающего факт пребывания в зоне радиоактивного воздействия.
3. Документ, подтверждающий факт пребывания в зоне радиационного воздействия
4. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения
5. Маршрутный лист
6. Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК)
7. Копия трудовой книжки лица, подвергшегося радиационному воздействию.
8. Справка с места работы об условиях труда и характере работы
9. Справка с места жительства.
10. Выписка из медицинской документации гражданина, подвергшегося радиационному воздействию
11. Копии выписок из стационаров
12. Копии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу вместе с «Обратным талоном»
13. Копии Справок МСЭ
В случае смерти пострадавшего, дополнительно к вышеуказанным документам (копии):
14. Свидетельство о браке (для вдов/вдовцов);
15. Копия свидетельства о смерти, выданного загсом;
16. Копии полного протокола патологоанатомического вскрытия
17. Копия подробного врачебного свидетельства о смерти
В случае рассмотрения вопроса о детях:
18. Заявление родителей.
19. Копия свидетельства о рождении ребенка.
20. Выписка из медицинской документации ребенка,
21. Копии заключений экспертного совета о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.
22. Справка о сроках пребывания отца (матери) в зоне воздействия радиационных факторов.
23. Справка о дозе облучения отца (матери).
24. Копия удостоверения Российской Федерации установленного образца, подтверждающего факт пребывания отца (матери) в зоне радиоактивного воздействия.
25. Справка о состоянии здоровья отца (матери) при направлении в зону радиационного воздействия.
26. Выписка из акта освидетельствования в МСЭ отца (матери),
27. Выписка из медицинской документации обоих родителей.
28. Выписка из женской консультации о протекании беременности матери.

от _____________________________________________________________.
Ф.И.О. пострадавшего или Ф.И.О. родственника (в случае смерти пострадавшего), или Ф.И.О. родителя
__________________________________________________________________
(указывается категория лица, подвергшегося радиационному воздействию)
дата рождения __________________________.
проживающего (проживавшего) по адресу: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
адрес и место работы, должность до пребывания в зоне радиационного воздействия _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(полное без сокращения наименование организации)
адрес и место работы, должность после пребывания в зоне радиационного воздействия _______________________________________________________
__________________________________________________________________
(полное без сокращения наименование организации)
документ, удостоверяющий личность _______________________________
(наименование)
серия _________ номер _________________ выдан ____________________
__________________________________________________________________
Удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиационных факторов __________________________________________________________
(указать категорию удостоверения, справки) __________________________________________________________________
№ _____________, кем выдано _______________________________________, _____________________________________ дата выдачи __________________

Для умерших — Причина смерти __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 592, определяется с учетом проведенных исследований, заключений многих научных центров Российской Федерации, изучающих медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС, занимающихся проблемами воздействия радиации на организм человека. Его изменение осуществляется в таком же порядке.»

О том, что существующий перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не позволяет сегодня практически устанавливать эту связь для УЛПК на ЧАЭС ставшими инвалидами говорится давно. Наши организации неоднократно просили Минздравсоцполитики пересмотреть этот перечень. «А воз и ныне там»

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями в соответствии с Перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 592. При этом Закон не содержит норм, предусматривающих установление данной связи какими-либо другими органами, кроме межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий.

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за состоянием здоровья зарегистрированных в нем граждан для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных последствий.

Заложенный в нормативных документах порядок определения причинной связи у ликвидаторов из числа военнослужащих и бывших военнослужащих, по нашему мнению, был обоснован последними достижениями радиационной медицины, он исключал шаблонный порядок в определении причинной связи с работами на Чернобыльской АЭС.

Вам будет интересно ==>  Отчуждение приватизированного гаража

В ряде случаев больные, пострадавшие в радиационных авариях или катастрофах, направлялись лечебным учреждением на медико-социальную экспертизу без предварительного направления их документов в межведомственный экспертный совет, в то время как этой категории граждан учреждения МСЭ имели право устанавливать причину инвалидности, связанную с аварией на ЧАЭС, только при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причине возникновения заболевания. Ежегодно значительное число больных, пострадавших от радиационных аварий, направляются на медико-социальную экспертизу необоснованно, при отсутствии у них оснований для установления инвалидности, в связи с чем создаются конфликтные ситуации. В 2005 г. из 25 больных, направленных лечебным учреждением на медико-социальную экспертизу, у 13 чел. (52,0%) не были выявлены признаки инвалидности.

Текст научной работы на тему «К истории вопроса определения причинной связи заболеваний военно-врачебными комиссиями у военнослужащих, граждан, проходивших военную службу (военные сборы) и принимавших участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС»

Соответствующие изменения были внесены и в нормативные документы по военно-врачебной экспертизе. Так, в настоящее время ВВК при определении причинной связи у ликвидаторов из числа военнослужащих и бывших военнослужащих руководствуются вышеуказанным перечнем и в случае установления связи заболевания с радиационным воздействием применяют формулировку заключения: «заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы». Таким образом, заложенные в Положении и Инструкции нормы исключают возможность принятия ВВК положительных решений о связи общесоматических заболеваний у ликвидаторов из числа военнослужащих и бывших военнослужащих с работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер.

— до 1 января 2017 года Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 14.12.2015). О порядке индексации размера выплат гражданам, предусмотренных данным документом, с 1 февраля 2016 года см. статью 4, а с 1 февраля 2017 года см. статью 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 14.12.2015);

Полномочие, осуществление которого передано в соответствии с частью первой настоящей статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.

Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2018г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2018- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.

Право и величина снижения пенсионного возраста выхода на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), напрямую зависит от статуса лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы. А именно, для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, — возраст выхода на пенсию уменьшается на 10 лет; для принимавших участие в указанных работах в 1988-1990 годах — на 5 лет. Лицам, постоянно проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС (территориально определено законом 4 зоны), снижение возраста выхода на пенсию производится в зависимости от того, в какой зоне постоянно проживал (работал) гражданин, а также от продолжительности проживания (работы) в этой зоне.

С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

Ссылка на основную публикацию