Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями

Содержание

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2023 г. N 308-ЭС18-3279).

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2023 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.

В чём проблема

Дело прошло два суда, прежде чем оказаться на рассмотрении в Верховном Суде. Городской суд обязал РСО сделать перерасчёт и оплатить судебные издержки. А ещё обязал заключить договор ресурсоснабжения с УО.

Так кому платить

Договор с РСО обязателен для УО. Если не хотите заключать его добровольно, вас обяжут через суд. Договор заключается на объём, который нужен для закупки коммунального ресурса на обслуживание общего имущества МКД.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Таким образом, у ресурсоснабжающей организации и Регионального оператора по ТКО отсутствует право на установление даты заключения прямых договоров при принятии решения ОСС по данному вопросу. У РСО имеется лишь право на отсрочку начала действия указанных договоров на срок до трех месяцев при условии своевременного уведомления об этом инициатора собрания.

Согласно пп. «д» п. 17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме — в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2023 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Вам будет интересно ==>  Какие права имеют афганцы при сокращении

Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Если суд откажет во взыскании с управляющего задолженности за ресурс, поставленный в дом, это будет означать признание собственников помещений абонентами РСО, выступающей в данном случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя услуг, что в общем случае невозможно при выборе способа управления в виде УК, ТСЖ, ЖК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 5614/13). Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей (определения ВС РФ от 25.12.2014 № 308‑ЭС14-7187, от 29.08.2014 № 303‑ЭС14-525, постановления АС ПО от 28.01.2023 № Ф06-19378/2013, АС УО от 22.07.2023 № Ф09-4294/15, АС ЦО от 22.05.2023 № Ф10-786/2023).

Прямые расчеты ≠ прямые договоры

Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.

Кто выставляет платежные документы?

Начиная с 30.06.2023 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения. Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2023, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.

Основания перехода на прямые договора с РСО

Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Дело в том, что решения общего собрания в МКД достаточно, чтобы перейти на прямые договоры между РСО и потребителями. Согласие управляющей МКД организации, внесение изменений в договор управления не требуются.

31 июля 2023 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 13.07.2023 № 897. Оно регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Мы начинаем серию обзорных статей и рассказываем о составе и сроках передачи информации от УО в РСО при заключении прямого договора.

Управляющую компанию обязали заключить договор с ресурсоснабжающей организацией

Если перевести на нормальный язык, то согласно постановлению собственники должны иметь договоры с ТСЖ, УК . А ТСЖ, УК заключенные договора с ресурсоснабжающией организацией. Это значит, что собственники платят все в ТСЖ, УК, а они уже перечисляют их ресурсоснабжающей организации. Как говориться, что соберут, то и отдадут. Естественно долги будут висеть на УК, ТСЖ. И разница потребленной энергии собственниками и общедомовыми приборами учета будет висеть на УК, ТСЖ.

Оплата коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации 2023 год

В последнее время законодательная сфера России меняется с завидной регулярностью. Население государства ещё надеется, что некоторые нововведения чиновников помогут улучшить их жизнь, но на деле всё не всегда получается так радужно, как хотелось бы.

Суды отметили, что УО как профессиональный участник рынка оказания услуг по управлению МКД не могла не знать, как следует оформлять взаимоотношения с собственниками помещений МКД в отношении использования общего имущества дома. Пользование общим имуществом МКД без установленных законом либо сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК).

Нижестоящие суды установили, что в спорных помещениях отсутствуют теплопотребляющие установки, и решили, что в помещениях тепловая энергия не потребляется. Указали, что объем тепловой энергии, который требует оплатить УО, является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях МКД, входящим в общедомовые нужды.

Вам будет интересно ==>  Почта россии сокращение штата в 2023 году

9. Офис УО в подвале дома признали неосновательным обогащением за счет жителей

Управляющая организация обратилась в суд с требованием обеспечить доступ в квартиру. Суд первой инстанции иск удовлетворил, но апелляция посчитала, что для осмотра помещения нужны особые основания – жалобы жителей МКД на нарушение их прав либо аварийная ситуация. Права УО защитила Судебная коллегия Верховного суда по гражданским делам.

Особенно это актуально при возникновении споров о взыскании задолженности, причем как с УК в пользу РСО, так и с собственников помещений в пользу УК. К примеру, в Постановлении от 10.02.2023 № Ф03-6328/2014 арбитры АС ДВО нашли заслуживающими внимания доводы УК о том, что сумма, предъявленная РСО ко взысканию, не подтверждена первичными документами: РСО не представила списки собственников квартир с отражением долгов (она самостоятельно выставляла квитанции потребителям). В рамках нового рассмотрения дела суд назначил сверку расчетов по месту нахождения РСО, которую обязал предъявить представителю УК все первичные документы (квитанции) (Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2023 по делу № А51-15991/2014). Отказ РСО предоставлять управляющему МКД информацию о поступивших платежах собственников помещений расценивается как нарушение антимонопольного законодательства (Постановление АС ПО от 05.12.2014 по делу № А06-2793/2014).

Впрочем, есть легитимный способ передать РСО право начислять плату, выставлять платежные документы – заключить с ней агентский договор либо включить соответствующее условие в договор ресурсоснабжения (РСО будет фактически выполнять функции платежно-расчетного центра), при этом важно, что управляющий МКД не утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС УО от 10.02.2023 № Ф09-9088/14).

Прямые расчеты ≠ прямые договоры

Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.

В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

Как определяется объем задолженности, дающий ресурсоснабжающей организации одностороннее право перейти на прямые договора?

При этом в силу пункта 3 части 11 статьи 161 ЖК РФ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, также обязано принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или ) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кто отвечает за качество коммунальной услуге при переходе на прямые договора?

Ответ: В силу пункта 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ одним из оснований дня заключения договора ресурсоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией (далее — прямой договор) является прекращение заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения , в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее — договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.

Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой Договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

Новые обязанности УК при переходе МКД на прямые договоры

  • о наличии/отсутствии технической возможности установить ИПУ с приложением актов обследования;
  • о субсидиях на оплату коммунальных услуг в отношении собственника или пользователя жилым помещением;
  • о помещениях, где введено ограничение или приостановлена поставка коммунальных ресурсов, и об устранении причин для применения таких мер на дату передачи информации;
  • о перерасчетах за последние 12 месяцев с предоставлением копий документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет.

Как и какие данные о собственниках УК будет передавать РСО

Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации. В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2023 № Ф07-6098/2023 по делу № А26-2688/2023. Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО должна будет произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса. Однако уменьшать на эту отрицательную величину объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам нельзя.

Вам будет интересно ==>  Оплата общественного транспорта сочи для пенсионеров

Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (индивидуальное потребление).

Вступление

1) при наличии действующего прямого договора, заключенного РСО с собственниками помещений в МКД до 30.06.2023 (если принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и осуществления расчетов за них, действовавшего ранее, – до изменения способа управления домом или выбора УК);

Если перевести на нормальный язык, то согласно постановлению собственники должны иметь договоры с ТСЖ, УК . А ТСЖ, УК заключенные договора с ресурсоснабжающией организацией. Это значит, что собственники платят все в ТСЖ, УК, а они уже перечисляют их ресурсоснабжающей организации. Как говориться, что соберут, то и отдадут. Естественно долги будут висеть на УК, ТСЖ. И разница потребленной энергии собственниками и общедомовыми приборами учета будет висеть на УК, ТСЖ.

Обратите внимание, что постановление №354 вообще ни чего не указывает и не объясняет если собственники имеют прямые договора. Вот здесь и начинается заморочка. Что получается. Собственники на прямую платят в ресурсоснабжающую организацию. Ну платят как могут. У них есть договора и есть права и обязанности согласно этим договорам. УК, ТСЖ имеют так же договора с ресурсоснабжающей организацией. Ведь надо платить за ОДН. УК, ТСЖ по закону вообще ни какого отношения не имеет к прямым договорам. Там каждый отвечает за себя. Что делает ресурсоснабжающая организация. Она берет постановление №354 и прикрываясь им совершает противозаконные действия. Выставляет разницу потребления бытовых потребителей и общедомовых приборов УК, ТСЖ.. Естественно туда включены все долги по прямым договорам. Эту разницу выставляют для оплаты ТСЖ,УК и через суд их взыскивают. Получив все эти деньги приступает собирать эти же деньги как опять долги уже с собственников прикрываясь прямыми договорами. В итоги ресурсоснабжающаю организация имеет двойную оплату за одни и те же предоставленные услуги. Причем это все решают суды в пользу ресурсоснабжающей организации. Если это все перевести опять же на понятный язык, то получается, Что ресурсоснабжающая организация занимается узаконенным рекитом, а суды их крышуют.

Шиндин С. Н. ответил в теме ОДПУ, ОДН и прямые договоры с поставщиками услуг

Именно поэтому в свете новых правил очень важно вести правильный учет электроснабжения не только общедомового прибора учета, но также и отслеживать индивидуальное потребление в каждой квартире. Только в этом случае жильцы домов будут платить за электрическую энергию, которая действительно потреблялась в местах общего пользования.

Тем не менее, платежи жильцов худо-бедно собраны. Пришла пора УО рассчитываться с РСО. Для каждого из коммунальных ресурсов существую свои профильные правила, описывающие как особенности договорных отношений, так и порядок расчета платы за эти ресурсы. Общее правило такое – РСО взымает плату с УО за весь ресурс, предоставленный дому под управлением УО. Вот тут-то и начинаются проблемы — из-за изменений в законодательстве, которые произошли в 2013 году (в частности, новая редакция п. 44 354 постановления), сумма платежа за ресурс в ряде случаев превышает ту сумму, которую может собрать УО с жильцов по соответствующим услугам. Как такое может быть? Очень просто – тут играет важную роль наш «любимый» ОДН. Если сами жильцы не решили иначе, то УО имеет право выставлять жильцам в квитанциях плату за ОДН только в пределах норматива, утвержденного органами местного самоуправления. Норматив включает в себя в буквальном смысле только плату за лампочки в подъезде, лифты и маломощное общедомовое оборудование (домофоны, средства пожарной сигнализации и т.п). Понятно, что всегда остается «хвостик», причем этот «хвостик» для ряда домов более чем в 10 раз превышает плату за «лампочки в подъезде».

В принципе, это не так страшно и такой способ не вызывал бы особых вопросов, если бы не тот факт, что в большинстве случаев инициатива перевода дома на непосредственное управление исходила со стороны УК, управляющих этими домами. Методы «пропихивания» нужных решений вызывали обеспокоенность как самих жильцов, так и контролирующих органов. Ведь всем понятно — непосредственное управление несет за собой множество прав и обязанностей, к которым многие жильцы были просто не готовы. Люди с удивлением узнавали, что должны лично заключать договора с каждым из поставщиков, менять приборы учета за состоянием которых не следила УК, ездить за справками по всему городу, отстаивать очереди в офисах поставщика для проведения перерасчетов или для выставления претензий, собираться всем домом для решения текущих вопросов по управлению общим имуществом и т.п. То есть многие дома оказались в весьма неудобном положении.

Третий подход – использование «котла». Плата с жильцов собирается строго по закону, но платежи не разбиваются по поставщикам, а «валяются» в общей куче на расчетном счете. Расчеты с поставщиками ведутся по мере поступления требований о погашении задолженности из этих «общих» денег. Проще говоря «сейчас мы берем деньги, которые должны за воду, чтобы погасить долг за электроэнергию». Дефицит покрывается либо дополнительными взносами, либо комбинированием третьего и второго подхода. В данном случае ущемляются как права РСО, так и права жильцов.

Ссылка на основную публикацию