Пополнение счета на приобретение лицензий на этп estp.ru бухгалтерские проводки в бюджетном учете в 2023 году

Содержание

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездное поступление неисключительных прав в 2023 году со сроком пользования более 12 месяцев следует отражать по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».
В 24-26 разрядах номера счета 401 10 следует отражать подстатью 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» КОСГУ.
В 24-26 разрядах номера счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» следует отражать подстатью 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Какими бухгалтерскими проводками в 2023 году отразить в учете бюджетного учреждения безвозмездное получение лицензий (неисключительные права) на программное обеспечение антивирусной системы «Касперский»? По какому счету и КОСГУ необходимо отразить лицензию при условии, что срок использования данного продукта установлен до 2023 года?

Обоснование вывода:
Согласно внесенным поправкам в Инструкции NN 157н, 162н, 174н, 183н с 01.01.2023 для учета неисключительных прав используется балансовый счет 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами». При этом право пользования нематериальными активами учитывается по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета, в рассматриваемом случае I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.2. Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 56 Инструкции N 157н и п. 6 Стандарта «Нематериальные активы» к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющие материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которых у субъекта учета при приобретении возникли, в частности, права в соответствии с лицензионными договорами. Как видно из данного определения, одним из ключевых критериев для отражения права пользования является срок его полезного использования.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение от учредителя по договору безвозмездной передачи получило неисключительные права на пользование программным обеспечением антивирусной системы «Касперский» со сроком использования более 12 месяцев. Отметим, что на сегодня исключений для неприменения счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» Инструкциями NN 157н, 174н и Стандартом «Нематериальные активы» при получении таких прав от учредителя не установлено. Поэтому полагаем, что у учреждения есть все основания осуществлять учет таких неисключительных прав на балансовом счете 0 111 60 000.
В то же время согласно абзацу пятому п. 67.3 Инструкции N 174н поступление неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в результате необменной операции отражается учреждением (пользователем) прав пользования нематериальными активами по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».
Как видим, в 24-26 разрядах номера счета 401 10 отражается подстатья КОСГУ, соответствующая экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (п. 21 Инструкции N 157н, п. 149 Инструкции N 174н).
Порядок применение статей (подстатей) КОСГУ установлен Порядком N 209н. Согласно п. 9.9 Порядка N 209н безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления отражаются по соответствующей подстатье статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ, детализированной подстатьями 191-199 КОСГУ.
Для выбора нужной подстатьи статьи 190 КОСГУ для конкретной хозяйственной ситуации необходимо установить:
— носят ли безвозмездные неденежные поступления текущий или капитальный характер;
— от кого они поступают.
В рассматриваемой ситуации в учреждение поступает право пользования нематериальным активом, а не сам объект материальных активов. Следовательно, с учетом п. 7 Порядка N 209н можно говорить о поступлениях некапитального характера. В то же время безвозмездное поступление осуществляется от учредителя (органа власти), поэтому в 24-26 разрядах номера счета 401 10 следует выбрать подстатью 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» КОСГУ (подп. 9.1.1 Порядка N 209н).
В соответствии с подп. 11.5.2 Порядка N 209н на подстатью 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ относятся операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности). Таким образом, учитывая, что в предоставленных лицензиях, а также в договоре безвозмездной передачи указан срок пользования неисключительными правами, то в 24-26 разрядах номера счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» следует отражать подстатью 352 КОСГУ.
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 18 Стандарта «Нематериальные активы» объекты нематериальных активов, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) — по стоимости, отраженной в передаточных документах (в рассматриваемом случае в акте приема-передачи).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения, следует отражать следующую корреспонденцию счетов:
1. Дебет Х 111 6I 352 Кредит Х 401 10 191
— безвозмездное поступление неисключительного права на пользование программным обеспечением антивирусной системы «Касперский» со сроком использования более 12 месяцев.

Вам будет интересно ==>  Пенсия военных прокуроров индексация с 1 октября 2023

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2023 № 198н с 1 января 2023 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансе на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами».

Права пользования нематериальными активами могут быть учтены на счете 111 60 при условии, что они соответствуют критериям признания в качестве нематериальных активов согласно СГС «Нематериальные активы» (п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

На каком счете в автономном учреждении учитывать электронные ключи стоимостью 6000 руб. для подписания документов на сайте закупок? Согласно предмету договора исполнитель обязуется оказать заказчику услуги удостоверяющего центра по выпуску сертификата ключа, а также иные услуги и передать простые (неисключительные) лицензии на программные продукты в соответствии с выбранным тарифным планом, указанным в спецификации. Общая сумма по договору за сертификат ключа 6000 руб. В эту стоимость согласно спецификации входят:

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

Электронные торги и их обеспечение

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Например, в течение года учреждение может списывать расходы будущих периодов ежемесячно в размере 1/12 от стоимости договора (при условии, что договор заключен на 1 год) либо ежеквартально в размере 1/4 от стоимости договора.

Исключительные права подразумевают, что прежний правообладатель (как правило, разработчик ПО) больше не может заключать аналогичные лицензионные соглашения ни с кем другим. В этом случае возникает объект нематериальных активов. Однако передача исключительных прав на антивирусные программы — это очень большая редкость.

Возникает ли при покупке ПО объект нематериальных активов?

  • полностью, если программный продукт используется только в приносящей прибыль деятельности;
  • частично, если программный продукт используется как в приносящей доход деятельности, так и в других операциях — например, при выполнении государственного/муниципального задания (КВД 4) или ОМС (КВД 7). При этом расходы будут признаны только в части, которая относится к приносящей доход деятельности.

Аналогично определяется электронная площадка в п. 20 ст. 110 в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — как сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся торги в электронной форме.

Налог на прибыль

Так, согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Бухгалтерский учет

Учитывая изложенное, рекомендуем учитывать расходы, связанные с получением доступа к ЭТП, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равномерно в течение года (за который осуществлена оплата). В этом случае соответствующая часть расходов подлежит признанию на последнее число отчетного (налогового) периода в силу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/132).

Закладка Стоимость вложений заполняется в обычном порядке — указывается объект вложений, счет учета вложений, по кнопке Рассчитать сумму вложений рассчитывается сумма, которая будет списана со счета 106.6I.

Примеры бухгалтерских записей, оформляемых в учете и в редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», в 2023 году по результатам инвентаризации неисключительных лицензий на программные продукты на основании Решения комиссии по поступлению и выбытию активов, приведены в Таблице.

Формирование первоначальной стоимости прав пользования НМА

При оформлении документа по правам пользования НМА с определенным сроком полезного использования стоимостью до 100 000 руб. в графе Срок полезного использования следует указать оставшийся на 01.01.2023 СПИ, в графе Отражение в учете следует указать порядок погашения стоимости Начисление амортизации, способ начисления амортизации 100 % при вводе в эксплуатацию.

Наша организация участвует в электронных торгах на право заключения договора поставки. По правилам мы перечисляем определенную сумму на счет оператора электронной площадки. Это подтверждает, что у нас есть деньги на сделку. После подачи заявки средства блокируются, и мы не можем ими свободно распоряжаться. Когда торги заканчиваются, средства разблокируются. За свои услуги площадка списывает определенную сумму ежемесячно. Как отразить эти операции в 1С?

Нормативное регулирование

  • по ссылке Счета учета :
    • Счет затрат — в зависимости от учетной политики (20, 26, 44);
    • Статья затрат — статья учета затрат, Вид расходаПрочие расходы;
Вам будет интересно ==>  Зарплата для максимальной прибавки пенсии работающим пенсионерам в августе 2023г.

Похожие публикации

Отразите на время блокировки сумму на счете 009.01 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную .

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Новые ФСБУ для бюджетных организаций 2023

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Изменения в КБК

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Минфин России в Письме от 26.12.2023 № 02-08-05/102481 разъяснил, что понесенные расходы на плату, установленную ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, взимаемую операторами электронных площадок с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, подлежат отражению по подстатье 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

Риски: оплату, взимаемую операторами электронных площадок с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, необходимо отражать по подстатье 297 КОСГУ.

Во всех электронных процедурах оператор электронной площадки вправе взимать плату с победителя. В течение одного рабочего дня после того, как заказчик подпишет контракт, со счета лица, с которым заключен контракт, для обеспечения заявок будет списана указанная плата. Она небольшая: ее максимальный размер – 1% от НМЦК. Кроме того, ее размер не превысит 2 тыс. руб. (включая НДС), если аукцион проводился среди СМП и СОНО, и 5 тыс. руб. (без НДС) для всех остальных закупок (ч. 4 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.05.2023 № 564, п. 2.1 Письма Минфина России от 06.11.2023 № 24-06-08/79659). Подробнее читайте в Готовом решении «Какие особенности закупки в форме электронных торгов предусмотрены Законом № 44-ФЗ».

Согласно бюджетному законодательству РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ). В связи с чем обеспечение заявки, удержанное в качестве штрафа оператором электронной площадки и перечисленное на лицевой счет бюджетного учреждения, следует перечислить в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите также письмо Минфина России от 27.01.2023 № 02-02-04/2786).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что после зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения удержанной оператором электронной площадки суммы учреждением может быть принято решение о перечислении поступивших средств в доход бюджета. При принятии данного решения перечисление отражается путем отнесения затрат на финансовый результат текущего года по коду видов расходов 853 “Уплата иных платежей” со статьей 290 “Прочие расходы” КОСГУ. Несмотря на то, что в Указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, такие расходы прямо не поименованы, их можно отразить по КВР 853 как аналогичные по своему экономическому содержанию расходы, отнесенные к этому элементу. При этом в соответствии с Сопоставительной таблицей, доведенной информацией Минфина России от 04.09.2023, для конкретной операции код видов расходов 853 следует отразить в увязке со статьей 290 “Прочие расходы” КОСГУ.
Таким образом, в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в учете бюджетного учреждения рассматриваемая хозяйственная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:

Такие доходы признаются собственными доходами бюджетных учреждений, подлежат отражению по коду финансового обеспечения “2” и расходуются в общеустановленном порядке.
По общему правилу денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок в случаях, предусмотренных ч.ч. 13, 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Исходя из этого следует, что удержанное оператором электронной площадки в пользу заказчика согласно ч.ч. 13, 27 ст. 44 Закона № 44-ФЗ обеспечение заявки, зачисленное на счет бюджетного учреждения, подлежит отражению по виду финансового обеспечения “2” по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 “Суммы принудительного изъятия” и статье 140 “Суммы принудительного изъятия” КОСГУ”.

Однако в письме Минфина России от 26.05.2023 № 02-08-12/30332 специалистами было разъяснено, что перечисление оператором электронной площадки, удержанного в соответствии с ч.ч. 13, 27 ст. 44 Закона № 44-ФЗ обеспечения заявки, является исполнением предусмотренной Законом № 44-ФЗ административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум на пенсионера в январе 2023 года в кемеровской области

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

Что относить к нематериальным активам с 2023 года?

  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования — подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ; 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ;
  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования — подстатьи 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ; 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Порядок учета нематериальных активов

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы» нематериальный актив с определенным сроком полезного использования — это объект, в отношении которого может быть определен и документально подтвержден срок полезного использования. Если же в отношении объекта срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден, то можно говорить о нематериальном активе с неопределенным сроком полезного использования.
В соответствии с Методическими рекомендациями срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала).

Компания, работающая на ОСНО, в июле 2023 приобрела исключительные права на программное обеспечение для организации кадрового делопроизводства стоимостью 300 000 руб. Регистрация перехода права на программное обеспечение, постановка на учет оформлена в июле 2023, при этом уплачена госпошлина в сумме 7500 руб. Срок действия исключительного права – 60 месяцев. В налоговом и бухучете амортизация по НМА начисляется линейным способом.

В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2007).

Особенности учета программного обеспечения

Поставить на учет программное обеспечение следует по первоначальной стоимости, включающей в себя затраты, понесенные при покупке продукта. Если стоимость ПО не превышает 100 000 руб., то в налоговом учете актив признается неамортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), т. е. программу ценой до 100 000 руб. можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу.

В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

  • Письмо ФНС России от 08.10.2023 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2023 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2023 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2023 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2023 N 119н

Новые реквизиты в платежках

  • Приказ Минфина России от 08.06.2023 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2023 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2023 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2023 N 236н

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2023 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2023 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2023-2023 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Многочисленные вопросы от государственных и муниципальных предприятий в адрес Министерства финансов РФ, привели к тому, что ведомство решило внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие процесс участия в электронных торгах.

Сперва казалось логичным, что спецсчет будет нужен только коммерческим поставщикам. Однако на практике вышло так, что бюджетные учреждения не подпадали под исключения и поэтому наравне с бизнесом были обязаны использовать специальные счета. Параллельно этому Минфин России выпустил письмо №24-03-07/60842, подтвердив данные выводы, и прямо указав на обязанность государственных и муниципальных организаций обеспечивать заявку с помощью спецсчета.

Как обстоят дела теперь

Кроме того, исходя из вышеприведённого письма, для бюджетных организаций вводилось еще одно дополнительное требование: при внесении денежных средств на специальный счет их количество должно было в точности соответствовать сумме, которая требовалась для обеспечения заявки. То есть не больше и не меньше. В связи с этим автоматически усложнялся и учет расходования внесенных на спецсчет денежных средств, так как банки могли списывать комиссии за победу, обслуживание, блокировку, либо наоборот начислять проценты.

Ссылка на основную публикацию