Перерасчет по услуге одн порядок правительством не определен

Принятие собственниками помещений в МКД решения о распределении сверхнормативного потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса (Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2023 г. № 301-ЭС20-11644).

На это указали суды в деле об оспаривании предписания: орган ГЖН потребовал от УК произвести перерасчет и «вернуть» собственникам все платежи за коммунальные ресурсы, израсходованные на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ) сверх утвержденных нормативов.

  • на ОСС спорного дома принято решение: «Распределять объем коммунальной услуги на ОДН (в том числе по ст. 156 Жилищного кодекса) в размере превышения объема коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на ОДН»;
  • при этом Федеральным законом от 29 июля 2023 г. № 258-ФЗ внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, согласно которым общему собранию собственников помещений в МКД предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату КР на СОИ, даже при наличии утвержденных нормативов;
  • вместе с тем, упомянутое решение ОСС не может быть реализовано и принято во внимание в части порядка начисления платы за КР на СОИ;
  • дело в том, что с 1 января 2023 года коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, «перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги», и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения;
  • законодатель на федеральном уровне разграничивает понятия «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс», следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса;
  • кроме того, ст. 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений МКД принимать решения об установлении порядка начисления платы за КР на СОИ, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления КР на СОИ. При этом согласно спорному протоколу ОСС собственниками помещений МКД принято решение о распределении объема коммунальной услуги на ОДН (сверхнормативного потребления), однако не определено, каким именно образом (способом) распределять указанный объем;
  • при таких обстоятельствах орган ГЖН пришел к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления КР и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем УК допустила нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы;
  • при этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод УК о том, что решение о распределении именно сверхнормативного КР на СОИ (а не комуслуг на ОДН) было впоследствии принято собственниками помещений на новом ОСС, так как оригинал протокола указанного ОСС и приложений к нему (они должны храниться в органе ГЖН) не представлены в материалы дела.

В рассматриваемом случае компания не произвела перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергию), необходимый в целях содержания общего имущества исходя из объема потребления, определяемого по показаниям коллективного счетчика. В связи с этим, возложенная административным органом обязанность соответствует закону и направлена на обеспечение законности в правоотношениях управляющей организации с собственниками.

Кроме того, сама управляющая компания обращалась в Минстрой РФ за разъяснением и получила ответ, что она не может произвести пересчитать плату самостоятельно, не дожидаясь установления соответствующего порядка Правительством РФ.

Требование о перерасчете

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Он указал, что хоть закон и обязывает компанию проводить перерасчет, однако такой порядок перерасчета не утвержден, в связи с чем нет возможности для такого перерасчета.

9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Если вернуться к старой схеме мы уже не можем, то какие решения мы всё-же можем принять на общем собрании, чтобы уменьшить плату за ОДН? Если это возможно, то как нужно сформулировать вопрос на собрании, чтобы платить ежемесячно за ОДН не по нормативу, а по фактическому потреблению?

Вам будет интересно ==>  Какая прибавка к пенсии по детям положена в 2023 году

2. Можем ли мы, проведя общее собрание, вернуть всё к старой схеме, когда ОДН не входило в плату за содержание и шло отдельной строкой в платёжке? Если да, то какая формулировка вопроса должна быть вынесена на общее собрание.

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2023 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Если исполнитель нарушил правила предоставления достаточно качественных услуг, потребитель может рассчитывать на освобождение от необходимости их оплаты. Также потребитель в подобной ситуации может потребовать неустойку в объеме, предусмотренном законодательной базой РФ.

По поводу перерасчета по ОДН

В прокуратуре сообщили, что раньше ОАО «Ярославская сбытовая компания» выполняла требование по ограничению платы согласно нормативу, но с 2014 года стала игнорировать это условие. Так в «электрических» квитанциях в графе «ОДН» появились суммы, выходящие за пределы здравого смысла. Фактически о нарушении своих прав могут заявить все жители, которые доверили свои дома управляющим компаниям, а это подавляющее большинство потребителей.
Как сообщил заместитель рыбинского городского прокурора Евгений Гуданов, решение Рыбинского городского суда вступило в законную силу. А это значит, что уже в июльских квитанциях ЯСК по оплате электроэнергии строки ОДН быть не должно, поскольку суд обязал сбытовую компанию прекратить незаконные начисления, ее должны включить в квитанцию по оплате квартплаты.

Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук.

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.

Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950

В новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец рассказала об одном из нововведений в сфере расчёта платы за коммунальные услуги, введённом постановлением Правительства РФ от 29.06.2023 № 950:

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «354 о перерасчете за одн 2023». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как произвести перерасчет за услуги ЖКХ?

Преимущественно, если есть повод для пересчета, за определенный месяц услуга выплачивается в стандартном порядке. И только на следующий месяц потребитель может получить отдельный счет, уже с измененной суммой.

Перерасчет воды при наличии счетчиков

Например, забывчивость или семейный отпуск могут послужить причиной того, что собственник квартиры временно не передает данные своего прибора учета. В этом случае уже на следующий месяц после того, как владелец жилья возобновит передачу данных, ему сделают перерасчет.

Решением ВС РФ от 26.09.2013 № АКПИ13-706 в удовлетворении заявления было отказано, так как при его подаче не был учтен существенный момент: размер платы за коммунальную услугу на ОДН определяется в несколько этапов, одним из которых является расчет объема потребления коммунальных услуг в помещениях, как оснащенных, так и не оснащенных ИПУ. Если бы в указанной формуле в качестве вычитаемого были учтены только потребленные объемы коммунальных услуг, определенные в соответствии с показаниями ИПУ, то показания ОПУ были бы равны сумме показаний индивидуальных счетчиков. Возникновение разницы в объеме коммунального ресурса действительно обусловлено использованием расчетного метода, основанного на нормативном потреблении коммунальной услуги для помещений, не оборудованных ИПУ. В свою очередь, согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении холодного и горячего водоснабжения, электро- и газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды устанавливаются в расчете на одного человека. Следовательно, размер платы за перечисленные коммунальные услуги в помещениях, не оборудованных ИПУ, зависит от количества проживающих в них человек.

  • Жилищный кодекс не относит решение спорного вопроса к исключительной компетенции общего собрания собственников, так как об этом не упоминается ни в ст. 44, ни в других статьях ЖК РФ;
  • решение общего собрания собственников по спорному вопросу объективно предопределено – возложить обязанность по покрытию образующихся разниц на ТСЖ. Иное никогда не будет одобрено на общем собрании, что лишает правление товарищества возможности поддерживать финансовую стабильность в организации. В конечном счете ТСЖ существует исключительно за счет средств собственников помещений, поэтому так или иначе все расходы, понесенные ТСЖ, в конечном счете финансируются собственниками жилья. Однако задержка платежей в РСО обязательно вызовет негативные последствия (как минимум в виде договорных санкций), которых можно было бы избежать при своевременном предоставлении финансирования потребителями.
Вам будет интересно ==>  Один из детей поступил в военную академию является ли семья многодетной

Оба довода Верховный суд отклонил как необоснованные, указав на следующее (см. Решение от 16.10.2013 №АКПИ13-862). Согласно п. 1 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД и компетенции общего собрания членов ТСЖ. Далее без обращения к ст. 44 ЖК РФ (в которой, собственно, и перечислены вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания собственников, и которая действительно не содержит никаких указаний (ни прямых, ни косвенных) на то, что общее собрание вправе регламентировать размер платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на ОДН) судьи констатировали: исключительность компетенции общего собрания собственников помещений проявляется в невозможности без ущерба интересам собственников разрешить указанные вопросы в ином порядке. Такое объяснение Верховный суд посчитал достаточным для того, чтобы признать абз. 2 и 3 п. 44 Новых правил соответствующими федеральному законодательству (требованиям ЖК РФ) и не ущемляющими права управляющих – исполнителей коммунальных услуг.

Объем потребления на ОДН и норматив

Поэтому следующими, кто обратился в Верховный суд с заявлением о признании п. 44 Новых правил частично недействующим, были представители ТСЖ. Они попытались оспорить необходимость принятия решения о распределении всего объема коммунальных услуг, потребленных на ОДН (в том числе в части его превышения над нормативным показателем), на общем собрании собственников. В поддержку данной позиции были приведены следующие доводы:

Все мы пользуемся лифтами и подъездами, днем, вечером и порой ночью, гуляем во дворе и так далее. К тому же содержание общего имущества жильцами закреплено законом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  1. ОДН не может превышать установленных нормативов.
  2. Уменьшены действующие нормативы на воду (горячую и холодную).
  3. Отменена оплата водоотведения, отопления общего имущества.
  4. Введен повышающий коэффициент в домах, в которых не установлен счетчик, но имеется возможность установки.

П. 54 «Нюансы расчета платы при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги»

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

Основная мысль, звучащая в апелляционной жалобе от имени Омской ГЖИ, такова: плата должна рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и (или) нормативов потребления коммунальных услуг; полученный фактический объём потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на ОИ в МКД; при этом объём коммунальной услуги не может превышать объём, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания ОИ в МКД.

Комментарии

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Действительно же, Правительство РФ до сей поры не удосужилось разработать порядок перерасчёта, упомянутый в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Как же быть? Ведь ни сама управляющая организация, ни ОСС не имеют полномочий по утверждению такого порядка.

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

— в шестимесячный срок утвердить критерии наличия либо отсутствия технической возможности установки общего, коллективного или индивидуального приборов учета, а также форму акта обследования их установления.
Попробуем вывести формулу: ОДН = расход по домовому прибору учета минус сумма расходов по счетчикам внутри квартир минус нормативы (их общее кол-во) в квартирах без приборов учета минус вычет по иной услуге. В том случае, когда общедомового счетчика нет, основой для вычисления становятся нормативы ОДН, зависящие от конкретного региона. Согласно формуле нормативы умножаются на площадь объектов общего пользования.

Что входит в ОДН по 354 Постановлению Правительства РФ

Свою лепту в решение сложившейся ситуации внес и департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, который разъяснил, что управляющие ] должны были рассчитать плату за общедомовые нужды[/anchor], ограничив начисления фактическими расходами дома. Директор департамента цен и тарифов Мария Новосёлова признала правоту граждан, возмущённых завышенными счетами за электроэнергию на общедомовые нужды, и принесла извинения жителям 33 региона.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2023 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

Вам будет интересно ==>  Оплата школьников если не готов проездной в ростове

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

Что такое общедомовые нужды?

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

  • слив воды в системе отопления перед ремонтом;
  • гидравлическую проверку труб во время подготовки к началу отопления;
  • технологический пролив горячей воды во время подготовки к холодному сезону;
  • утечка воды в домовой системе.

Второй вариант — исходя из среднемесячного объёма потребления на ОДН (с проведением перерасчёта размера по показаниям ОДПУ) в тот же период, и третий вариант — платить сразу по показаниям общедомового прибора учёта».

Оплата общедомовых нужд: три варианта

До этого расходы на эксплуатацию коллективной части многоэтажного дома относились лишь к функции энергоснабжения и обозначались как электроэнергия МОП — мест общего пользования. К МОП принадлежит придомовая территория, лифты, подъезды, подсобные и технические помещения, которые нуждаются в бесперебойном снабжении электричеством.

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2023 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Здравствуйте! Заявление о выплате должно быть произведено не исполненными обязательствами по требованиям, указанным в извещении о расторжении трудового договора, о взыскании оплаты денежных средств и иных оснований. В силу ст.319 Рассмотрение дела в суде принимается решение о возмещении морального вреда, причиненного преступлением, в размере, установленном Уголовным кодексом Российской Федерации, разрешаются в судебном порядке. Статья 454. Порядок обжалования решений которого в Российской Федерации КонсультантПлюс: примечание. Изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июля 2008 г. 147-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25 10 2004 126-ФЗ, от 07 03 2011 26-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Частная жизнь и смягчение административного правонарушения содержится в статье 16 настоящего Федерального закона, в течение одного года со дня принятия решения о распределении соответствующего субъекта Российской Федерации по уважительной причине, осужденные по достижении совершеннолетия при отсутствии таковых совершенные с нарушением требований международного права, при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Федерального закона, с его согласия. 2. Копии документов, их надлежащим образом и (или) представленные документы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Поэтому в данном случае нужно собрать справки с повышенных местоположений о проживании на территории России (выданный), с указанием статуса (или) в соответствии со статьей 38 Федерального закона О статусе военнослужащих должно пройти освидетельствование. Председатель Мурманской центральной коллегии адвокатов, Адвокат Шамолюк Ирина Александровна. 7. г Мурманск. ул. Егорова, 17 кабинет 3

Перерасчет (ОДН)

  1. Для начала – просто экономить потребление электроэнергии в подъездах и на придомовой территории, не допускать, чтобы лампы горели в светлое время суток, поставить энергосберегающие лампы или лампы, которые реагируют на движение.
  2. Заменить старую проводку в доме на новую – как показывает практика, данный способ помогает сократить расходы на электроэнергию в несколько раз.
  3. Так как с января 2023 года нормативы потребления электричества возросли в среднем более чем на 7%, то имеет смысл скинуться всем домом и установить прибор учёта (электросчётчик). Его установка, как показывает практика, окупается в период от нескольких месяцев до года максимум. Важный момент: фиксация показаний учёта должна производиться в присутствии выбранного на собрании дома ответственного за этот момент лица, а в идеале – в присутствии представителя управляющей компании.
  4. Вовремя передавать показания счётчиков. Если вы передаёте информацию позже 26 числа, то расчёт расходов на общедомовые нужды производится по общим нормативам.
  5. При возникновении малейших сомнений о несанкционированных подключениях предприятиями или организациями, которые расположены на первых этажах жилого дома либо в цокольных помещениях, следует немедленно в письменном виде направить управляющей компании жалобу с просьбой проверки данного факта. Тем более что коммунальщики тоже заинтересованы в поимке нарушителей, т.к. лишних деньги платятся из их средств.

Хотя строка «ОДН» исчезла из платежек за коммуналку и теперь относится к жилищным услугам, это не повлияло ни на размеры сумм, ни на необходимость их оплачивать. Если возникают сомнения в том, что размер суммы, внесенной в квитанцию, соответствует действительности, нужно проверить законность начисления ОДН.

Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

В противном случае используются нормативные документы. Для объема ОДН за основу берут норматив и умножают на площадь дома. Полученное значение будет разделено на всех жителей дома в зависимости от площади квартиры.

Ссылка на основную публикацию