Отсутствие обязательного аудита ответственность 2023

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

1. Изменился финансовый критерий

Самые значимые поправки, касающиеся малого бизнеса — повышение «стоимостных» критериев для его проведения: с 400 млн. до 800 млн руб. — по доходам компании, и с 60 млн. до 400 млн руб. — по активам баланса. Это значит, что субъекты малого предпринимательства в большинстве случаев будут освобождены от обязательного ежегодного аудита.

2. Перечень случаев обязательного аудита не ограничен

С 1 января 2023 г. вступили в силу изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающей условия для проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2023 № 476-ФЗ).

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

В Совет Федерации направлен законопроект № 840046-7 с поправками к Закону «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2023 года обязательный аудит отчётности проводится в случаях, установленных федеральными законами, и в отношении отчётности:

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

Кроме того, нормы об обязательности проведения аудита в отношении отчетности отдельных категорий юрлиц предусмотрены специальными федеральными законами (например, в отношении кредитных организаций — статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в отношении НПФ — статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление имущества которых, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребкооперации.

Также законом увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита: по размеру выручки — с 400 до 800 млн рублей; по размеру активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн рублей.

Также следует учитывать тренд, когда по итогам выездного налогового контроля привлекают к субсидиарной и уголовной ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
Примеров взыскания за налоговые долги компании достаточно. Так 98 млн. руб. составил долг руководителя и главного бухгалтера перед бюджетом — см. Определение ВС РФ от 27.11.2023 по делу № А40-161770/2014.
А по другому делу (Определение ВС РФ от 25.06.2023 № 305-ЭС19-17007), руководитель (он же собственник бизнеса) остался должен 53 млн. руб.

В первую очередь, при проведении аудита наши клиенты ценят профессиональное внимание и помощь независимых аудиторов в поддержании системного порядка в учете, а также возможность вовремя исправить ошибки и в целом улучшить ситуацию в отчетности.

В-третьих, наличие аудиторского заключения (АЗ) дает бизнесу преимущества:
— отчетность с АЗ имеет совершенно другой статус – вызывает больше доверия для контрагентов, инвесторов и др.;
— при обращении в кредитные организации требуется АЗ к отчетности;
— при участии в тендерах, как правило, требуется АЗ.

Вам будет интересно ==>  Какая прибавка к пенсии будет с 1 октября 2023 проживающих в зоне социально с экономическим статусом

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2023 № 06АП-615/2023 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Ответственность за непроведение обязательного аудита 2023

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2023 году

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Изменения вступили в силу с 1 января 2023 года. Поэтому организации, у которых доходы и актив баланса за 2023 год ниже новых показателей (ниже 800 млн рублей и 400 млн рублей соответственно), не обязаны проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год. Однако из этого правила ст. 2 Закона № 476-ФЗ предусмотрено исключение. Если аудиторская организация или индивидуальный аудитор начали исполнение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2023 год до 1 января 2023 года, то такие организации при определении обязанности на проведение аудита должны учитывать новые показатели при аудите годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, если поступление имущества (в том числе денежных средств) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей (исключение составляют государственный внебюджетный фонд, специализированные организации управления целевым капиталом и фонд, имеющий статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2023 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»).

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.
Вам будет интересно ==>  Какая надбавка в % положена за звание заслуженный работник культуры

Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2023 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

Кроме того, нормы об обязательности проведения аудита в отношении отчетности отдельных категорий юрлиц предусмотрены специальными федеральными законами (например, в отношении кредитных организаций — статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в отношении НПФ — статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление имущества которых, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребкооперации.

Также законом увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита: по размеру выручки — с 400 до 800 млн рублей; по размеру активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн рублей.

Аудиторское заключение требуется сдавать одновременно с отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. То есть крайний срок для представления заключения за 2023 год — 31.12.2023, за 2023 год — первый рабочий день 2023 года (т. к. 31.12.2023 будет выходным).

До 2023 года требования подавать аудиторское заключение налоговикам в законодательстве не было (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). К документам, на основании которых рассчитываются налоги, заключение аудиторов причислить нельзя. Значит, штрафовать вас за его непредставление тогда контролеры были не вправе (постановление АС Поволжского округа от 25.07.2023 № Ф06-10616/2023).

А вот кто мог оштрафовать за несдачу заключения за 2023 год и более ранние, так это Росстат. Фирмы, подлежащие обязательному аудиту, должны были сдавать его в статистику либо вместе с бухотчетностью, либо отдельно от нее (в те же сроки, что сейчас оно сдается в налоговую). Штраф за непредставление документа в статистику предусмотрен ст. 19.7 КоАП РФ в размере:

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Кого должны проверять аудиторы в 2023 году

В законе об аудиторской деятельности упомянуты не все предприятия, которые должны пройти обязательную проверку. Есть категории организаций, для которых необходимость обязательного аудита закреплена другими актами:

Порядок проведение обязательного аудита

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора в 2023 году, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

Предприятия формы ООО, если они подлежат обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики по ст.19.7 КоАП РФ (не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом). В случае непредставления в указанный срок аудиторского заключения штраф составит для организации — от 3 000 до 5 000 руб., для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Вам будет интересно ==>  Размер алиментов на 1 ребенка в 2023 году с неработающего отца в тюмени

Предлагаемый к обсуждению размер штрафных санкций варьируется в зависимости от того, подпадает ли предприятие под обязательный аудит, и превышает ли срок задержки сдачи отчетности год – на должностных лиц штрафы составят от 50 до 200 тысяч рублей, на организацию – от 100 до 700 тысяч рублей.

Серьезные штрафные санкции предусмотрены для акционерных обществ, а именно — публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества в связи с публичным размещением облигаций или иных ценных бумаг и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50 (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Они обязаны опубликовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением на странице в сети интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 N 454-П). То есть сроки достаточно жесткие, их нужно знать, и их нужно контролировать. В 2023 году этот срок истекает 4 апреля.

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • проф. участники рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • фонды с поступлением имущества (в т. ч. денег) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (не касается государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • получили доходы по НК РФ за год, предшествующий отчетному году, более 800 млн руб. либо имеют на балансе активы на конец года, предшествующего отчетному, на сумму более 400 млн руб. (не касается госорганов и учреждений, ГУПов и МУПов, сельхозкооперативов и их союзов, организаций потребкооперации).

Особо оговорен случай, когда организация по новой редакции Закона об аудиторской деятельности не обязана проводить аудит, но аудитор уже начал проверку отчетности за 2023 год. В этой ситуации новые положения применяют начиная с отчетности за 2023 год.

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;

Организация является иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2023 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фрондах»)

а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2023 № 06АП-7003/2023 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Ссылка на основную публикацию