Отражение бюджетных и денежных обязательств по взысканию неустойки по контракту некассовыми операциями в счет оплаты по контракту

Поставка и наладка приобретенного оборудования осуществлена поставщиком с нарушением сроков. Размер штрафных санкций составил 1 тыс. руб. Оплата поставщику произведена учреждением с учетом встречных требований, то есть в сумме 117 тыс. руб.

К некассовым относятся операции, которые осуществляются без движения денежных средств. Как правило, речь идет об одновременном погашении дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся в учете организации госсектора. Осуществление некассовых операций позволяет существенно сократить сроки расчетов между контрагентами, особенно в условиях недостатка свободных денежных средств на лицевых счетах учреждения.

В первом квартале текущего финансового года учреждением заключен договор на поставку оборудования. Оплата будет осуществляться за счет субсидии на выполнение госзадания. Стоимость оборудования составляет 118 тыс. руб. Оплата по договору осуществляется после полного исполнения поставщиком обязательств. За нарушение сторонами обязательств (в части несоблюдения сроков поставки и оплаты) договором предусмотрены штрафные санкции.

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2023 № 07-04-05/21-21405, от 13.07.2023 № 07-04-05/21-14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

Неустойка по контракту как объект бухгалтерского учета.

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2023 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2023 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2023 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2023 № 02-07-10/75014).

Отражение суммы неустойки на счетах бухгалтерского учета.

Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Согласно пп. 365, 367 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, к счетам Х 201 ХХ ХХХ «Денежные средства учреждения» открываются забалансовые счета 17 и 18 для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств.

Суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 1 209 41 56Х и кредиту счета 1 401 10 141 (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н). При этом хозяйственные операции, учитываемые на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, отражаются с применением счета Х 304 06 ХХХ «Расчеты с прочими кредиторами» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п. 111.1 Инструкции № 162н).

Таким образом, удержание пеней, предъявленных контрагенту в случае просрочки исполнения основного обязательства по контракту, из суммы предоставленного обеспечения исполнения контракта в учете казенного учреждения — администратора доходов отражается записями:

Вам будет интересно ==>  По каким статьям в ук. Вышли поправки с 1 января 2023 года

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

Неустойка при закупке услуг

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении

Бюджетное или автономное учреждения обладают правом расходования полученных сумм в соответствии с Планом ФХД, так как такие поступления являются их внереализационными доходами. Нужно только вовремя внести изменения в установленном порядке в План ФХД, увеличив общие суммы поступлений и выбытий и определив направления расходования.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

Возникновение обязательства по уплате неустойки

Начисление неустойки производится за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 7 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

Порядок расчетов с исполнителем

Перевод денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21, на лицевой счет с кодом 20 отражается в бухгалтерском учете с оформлением бухгалтерской справки (ф. 0504833) согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ № 02-06-07/9374 и Инструкции № 174н , следующими записями:

Учитывая положения ст. 9 Закона N 94-ФЗ, а также ст. ст. 125, 126 ГК РФ, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по государственным (муниципальным) контрактам кредиторами выступают Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, от имени которых такие контракты заключаются (Письмо Минфина России от 13.07.2012 N 02-04-10/2732).

Документы, на основании которых начисляется неустойка

В соответствии с п. п. 10, 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в контракт в обязательном порядке включается условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки.

Правовые основы возникновения и исполнения неустойки

Исходя из этого можно сделать вывод, что в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление неустойки к исполнителю договора, заключенного в целях обеспечения нужд учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках иной приносящей доход деятельности (Письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788).

* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

С учетом вышеизложенного, в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений необходимо осуществить исправление бухгалтерских записей, произведенных с 1 января 2023 года в соответствии с ранее действующими рекомендациями.

В связи с дополнительными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросу отражения в бухгалтерском учете государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений (далее — учреждения) операций по оплате обязательств по гражданско-правовым договорам с одновременным удержанием сумм начисленных штрафных санкций (к письмам Министерства финансов РФ от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 и от 23.01.2014 N 02-06-07/2378) Департамент финансов города Москвы сообщает следующее.

Вам будет интересно ==>  Как уйти от транспортного налога если машина в аресте

В соответствии с положениями письма Министерства финансов Российской Федерации от 09.10.2012 N 02-04-12/41778 доходы учреждений в виде штрафов (пеней, неустоек) по гражданско-правовым договорам, заключенным от имени учреждений, учитываются по коду вида финансового обеспечения 2 «Собственные доходы учреждения».

Следует учесть, что операции по перечислению сумм начисленных штрафных санкций по договорам, заключенным учреждениями по кодам видов финансового обеспечения 5, 6 и 7 (за счет средств субсидий на иные цели, субсидий на цели осуществления капитальных вложений и за счет средств по обязательному медицинскому страхованию), с лицевых счетов по учету указанных целевых средств на счет, открытый для учета собственных доходов учреждений (код вида финансового обеспечения — 2), осуществляются на основании платежных поручений, представляемых в казначейские органы, и являются кассовыми операциями.

При составлении отчетов ф.0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (далее — Отчет ф.0503737) по кодам видов финансового обеспечения 5, 6 и 7 операции по перечислению сумм штрафных санкций отражаются в разделе 2.»Расходы учреждения» по соответствующему коду аналитики, по которому осуществляется (учитывается) исполнение обязательств по договору, по графе 5 «через лицевые счета»; в Отчете ф.0503737 по коду вида финансового обеспечения 2 — «Собственные доходы учреждения» поступление сумм штрафных санкций отражается в разделе 1. «Доходы учреждения» по графе 5 «через лицевые счета».

Корреспонденция счетов по отражению операций по оплате обязательств по договорам, заключенным по кодам вида финансового обеспечения 5, 6 и 7, с одновременным удержанием сумм начисленных штрафов приведена в Приложении 1 к настоящему письму.

Операции по зачету начисленных штрафных санкций при оплате обязательств по договорам, заключенным за счет средств субсидий на выполнение государственного задания (код вида финансового обеспечения — 4), и отражению сумм штрафов в доходах учреждения, учитываемых по коду вида финансового обеспечения 2 «Собственные доходы учреждения», являются некассовыми, так как средства субсидий на выполнение государственного задания и собственные доходы учреждений учитываются на одном лицевом счете и, соответственно, движение средств на лицевом счете учреждения не происходит. Корреспонденция счетов по указанным операциям отражена в Приложении 2 к настоящему письму.

Примеры заполнения Отчета ф.0503737 по кодам видов финансового обеспечения 5, 6 и 7 приведены в Приложении 3* к настоящему письму; по кодам видов финансового обеспечения 4 и 2 (с отражением некассовых операций по удержанию сумм штрафных санкций) — в Приложениях 4* и 5* к настоящему письму.

Отражение в учете операций по оплате обязательств по договорам, заключенным учреждением по кодам вида финансового обеспечения 5, 6 и 7 (за счет средств субсидий на иные цели, субсидий на цели осуществления капитальных вложений и средств по обязательному медицинскому страхованию) с одновременным удержанием сумм начисленных штрафных санкций

Если неустойка впоследствии была уменьшена или списана, учреждение вправе скорректировать налоговую базу в общем порядке, то есть путем внесения изменений в налоговую декларацию того налогового периода, когда неустойка была начислена.

Для своевременного и правильного отражения в учете начисленных неустоек, пени, штрафов у бухгалтера, производящего начисление, должен быть документ, в котором указаны все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать поставщика, подрядчика, допустившего просрочку, сумма претензий и дата их начисления. Кроме того, если просрочка со стороны поставщика продолжается, неустойка должна начисляться неоднократно. Соответственно, каждый факт предъявления поставщику претензий должен отражаться документально и документ должен передаваться в бухгалтерию.

Если поставщик документально подтвердит свою невиновность, в учете должно быть отражено уменьшение начисленной неустойки, пени, штрафов. Нередко уменьшение неустойки в учете осуществляется на основании судебного решения.

Неустойка — это сумма денежных средств, которая прописывается в госконтракте в качестве штрафных санкций, обязательных к уплате при нарушении одной из сторон договорных условий. Рассказываем, как производится отражение неустойки в бухгалтерском учете, проводки для бюджетной организации приведем в статье.

Что такое неустойка по контракту 44-ФЗ

Таким образом, под неустойкой по 44-ФЗ понимается установленная контрактными отношениями сумма штрафных санкций, которую обязаны перечислить друг другу участники закупочных процедур при нарушении существенных условий госконтракта. При этом, согласно ст. 332 ГК РФ, сторона, нарушившая обязательства и признанная виновной, выплачивает штраф в размере, пропорциональном стоимости товаров, работ или услуг, даже если данное положение не было прописано в договоре.

Формулы для расчета

Начисление неустойки по договору (проводки по операциям будут представлены далее) производится при просрочке исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также при ненадлежащем исполнении договорных обязательств (ч. 5, 6 ст. 34 44-ФЗ).

–размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Определяется на дату исполнения денежного обязательства или его составляющей части (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставок устанавливаются на определенные периоды и публикуются на официальном сайте ЦБ РФ (http://www.cp.ru).

Вам будет интересно ==>  Какие льготы будут ветеранам труда будут из - за короновируса в кировской области в 2023 году

Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 № 02-04-12/4178). Это связано с тем, что денежные средства, поступающие в учреждение в виде штрафных санкций, нельзя рассматривать как средства субсидии на выполнение государственного задания либо целевой субсидии, даже если они поступили в качестве возмещения нарушения договора (контракта), осуществленного за счет указанного финансового источника.

Как в учете бюджетного учреждения отражается неустойка?

Таким образом, для возникновения обязательств по оплате неустойки необходим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (например, с помощью акта приемки работ) или установлен судом.

Сумма полученных штрафных санкций в бухучете признается доходом учреждения (письмо Минфина № 02-07-10/75014 от 18.10.2023). Вот на какой счет отнести неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору у бюджетных учреждений — 0 209 41 000 (приказ Минфина № 66н от 31.03.2023, инструкция № 174н от 16.12.2010). Счет 0 205 41 000, на котором формировались проводки ранее, исключен из инструкции.

Штрафные санкции применяют в случае нарушения сторонами обязательств по контракту (ст. 12 ГК РФ). Неустойка — сумма, которую нарушитель обязан перечислить пострадавшей стороне при ненадлежащем исполнении или полном неисполнении контрактных обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Обязательный бухгалтерский учет неустойки по контракту ведут оба контрагента — должник и кредитор.

Какие проводки использовать

При заключении контракта в него включается условие об ответственности сторон за неисполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Задачей поставщика является своевременная поставка товаров и качественное исполнение работ, услуг по согласованному графику. Обязанность заказчика — приемка и оплата предмета госконтракта (ч. 2 ст. 94 44-ФЗ).

Сумма обязательных удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику. В отдельных случаях размер удержаний может быть увеличен. Например, удержания по исполнительным листам. По данным удержаниям установлено ограничение 70%:

– за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц юридических лиц в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности.

Учет удержаний из заработной платы: проводки и примеры

Энциклопедии решений Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА.

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Учитывая приведенные обстоятельства, суды трех инстанций, рассматривая в рамках дела N А56-74208/2013 иск подрядчика о взыскании с заказчика суммы излишне удержанной неустойки, его апелляционную и кассационную жалобы, указали в судебных актах на то, что в соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как указал суд кассационной инстанции, для реализации названного условия договора не требуется заявления о зачете или предъявления встречного иска. Поскольку согласно материалам дела субподрядчик неустойку не уплатил, генподрядчик при оплате выполненных работ воспользовался своим правом и уменьшил сумму, подлежащую уплате, на сумму неустойки, тем самым уведомив субподрядчика о зачете встречных взаимных требований.

Как правило, стороны обязательства, вытекающего из подрядных правоотношений, определяют в качестве меры такой ответственности неустойку (штраф, пени), устанавливая в договоре подряда ее размер, порядок начисления и взыскания.

Ссылка на основную публикацию