Ситуация каков правовой статус иностранных граждан? Электронный журнал азбука права, 2023

Полный текст Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2023 № 791 «О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)» вы найдете по этой ссылке.

При возобновлении транспортного сообщения с другими иностранными государствами после 15 декабря 2023 года, указанный порядок не будет применятся в отношении граждан и постоянных жителей этих государств по истечению 90 суток с даты начала транспортного сообщения.

Кроме того, в соответствии с новым указом президента, до 15 июня в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения:

  • о нежелательности их пребывания или проживания в стране;
  • о сокращении срока временного пребывания;
  • об административном выдворении за пределы РФ;
  • о депортации или реадмиссии;
  • о лишении статуса беженца или временного убежища;
  • об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов на работу, РВП, ВНЖ, свидетельств участника Государственной программы.

Важно! За исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших закон о государственной границе, а также иностранцев, создающих угрозу национальной безопасности России, в том числе, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя или занимающиеся террористической (экстремистской) деятельностью, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.

  • определяется сроком действия выданной визы;
  • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
  • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Право политического убежища иностранцы могут получить согласно указу Президента Российской Федерации от 26.07.1995. Это ни в коем случае не может быть проявлением враждебности по отношению к другим странам.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Главном управлении по вопросам миграции МВД, диппредставительствах или консульствах.

Что дает право временного статуса

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед ГУВМ. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

  • официальное трудоустройство;
  • наличия образования;
  • специальности по профессии;
  • наличие официального источника дохода;
  • наличии родственников граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории России;
  • наличие жилого помещения;
  • отсутствие судимости.

Подчеркнём, что теперь заявление на квоту рассматривается в течение 30 рабочих дней. Решения принимаются голосованием членов комиссии и оформляются протоколом. Извещают вас по фактическому адресу или по электронной почте.

Вам будет интересно ==>  Доплата за звание заслуженный учитель в москве

Новые правила рассмотрения заявлений на квоты РВП

Посмотрите эти критерии прежде, чем подавать заявление на квоту и оцените свои шансы. Теперь это постановление вступило в силу. Это значит, что теперь в МВД должны разработать новую форму заявки-анкеты.

С 17.12.2023 вступили в силу изменения, внесённые в Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно:

3. для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан (лицо, получившее вид на жительство) — информацию о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

• с 24.04.2023 Постановление Правительства РФ от 17.04.2023 N 525 добавляет возможность продлить любую визу, если иностранный гражданин не может выехать из РФ из-за эпидемиологической обстановки, а с 14 декабря 2023 соответствующим образом обновлен регламент по выдаче виз (Приказ МВД от 04.12.2023 № 907).

в размере не менее чем пятьдесят восемь тысяч пятьсот рублей из расчета за один календарный месяц — для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей)

В течение срока действия разрешения на временное проживание (3 года), при условии проживания в РФ не менее одного года на основании РВП, и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление на получение вида на жительства (ВНЖ) и документы к нему необходимо подать не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство утвержден Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 9 ноября 2023 г. № 846.

Граждане Беларуси не заполняют миграционную карту, однако становятся на миграционный учет в порядке, предусмотренном для всех жителей ЕАЭС – подают уведомление о прибытии через 30 дней после пересечения границы. При этом мигранты из этой страны имеют право без каких-либо ограничений перемещаться по территории РФ и в таком случае проходить процедуру регистрации тоже не обязательно. Если гражданин Белоруссии трудоустроен на территории РФ, то он может проживать в РФ до 1 года.

2. Установить, что действие подпунктов «а», «в» и «г» пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2023 г. N 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»:

«б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, разрешения на временное проживание или вида на жительство;»;

подпункт «б» после слов «поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность» дополнить словами «, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании»;

С учетом особенностей субъектов международно-правовых отношений, в рассматриваемой сфере активно используется формулировка «иностранный гражданин», при этом, несмотря на относительно единообразное понимание данной категории, необходимо отметить наличие ряда особенностей правового положения иностранных граждан.

Библиографическое описание:

Специальный режим для иностранных граждан также в большинстве случаев устанавливается путем заключения двусторонних договоров между заинтересованными государствами. Так, например, элементами специального правового режима могут выступать права связанные с упрощенным порядок перехода государственных границ, установлением безвизового режима, и т. д.

Прежде всего, следует сказать, что под иностранным гражданином принято понимать лицо, которое находясь на территории определенного государства, гражданином которого оно не является, имеет доказательство наличие гражданства иного государства.

  • разрешен временный перевод на удаленную работу, в том числе без согласия работодателя, в случае наличия соответствующих распоряжений со стороны властей или угрозы жизни и здоровью работников;
  • разрешен смешанный режим работы;
  • упрощен порядок увольнения дистанционных работников.
Вам будет интересно ==>  Через сколько можно выйти по удо по статье 228ч2 если дали 3 года

ЭТК И СЗВ-ТД

Переход на электронные трудовые книжки начат еще в 2023 г. Все сотрудники (в том числе и мигранты) до 31.12.2023 выбирали, в каком виде вести трудовую книжку. Но с 01.01.2023 такая возможность есть не у всех, а только у тех, кто:

Изменения в трудовом законодательстве

  • уведомлений о приеме и увольнении иностранцев;
  • уведомления о трудоустройстве ИГ специализированной организацией, оказывающей такие услуги;
  • ходатайства о привлечении ИГ в качестве ВКС;
  • уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной платы ВКС.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

  1. постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н);
  2. являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
  3. обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;
  4. признанных беженцами на территории РФ, — до утраты ими или лишения их статуса беженца;
  5. получивших временное убежище на территории РФ, — до утраты ими или лишения их временного убежища.

  1. задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Материалы «Азбуки права» подготовлены практикующими юристами по наиболее востребованным ситуациям и доступны для понимания любому пользователю, не имеющему юридического образования.
На данный момент в КонсультантПлюс более 1000 рассмотренных вопросов с пошаговыми инструкциями, которые поддерживаются в актуальном состоянии.
Например, набираем в Быстром поиске: ПРОГРАММА МОЛОДАЯ СЕМЬЯ (первый документ в списке – ситуация из «Азбуки права»). Получаем:

  • материал, изложенный простым доступным языком;
  • в одном документе всю информацию о сроках действия и об условиях участия в программе;
  • пошаговый порядок получения социальной выплаты, ее размер;
  • важные примечания и справочная информация;
  • ссылки на нормативные документы, на необходимые формы документов;
  • уверенность в актуальности – дата в начале статьи.

В результате проводимого Российской Федерацией курса на интеграцию страны в мировое сообщество на территории РФ стало проживать, постоянно и временно, много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция Российской Федерации [1] устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62).

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лесовик Ирина Васильевна

В юридической литературе выделяют еще четвертую категорию иностранных граждан и лиц без гражданства: незаконно пребывающие. Незаконно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства не имеют разрешения на пребывание либо проживание на территории Российской Федерации. В настоящее время это самая многочисленная категория иностранцев, пребывающих на территории нашей страны. Сейчас, по оценке Федеральной миграционной службы, в России от 8 до 12 млн. мигрантов. В 2007 г. ожидаемое количество трудовых мигрантов в России — 6 308 842, а к 2012 г.— 5—6 млн. [7].

Вам будет интересно ==>  Ответ на жалобу о предоставлении льготы по оплате телефона 50% ветерану труда

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации»

изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, принят Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[2], вступивший в силу 15 января 2007 года.

В отношении тех иностранцев, которые представили патент, миграционную карту или паспорт с открытой визой, страховые взносы начисляются в «усеченном» варианте. Так, с их зарплаты не нужно платить взносы на обязательное медицинское страхование. Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8%. Пенсионные взносы рассчитываются так же, как и по работникам-россиянам.

Сведения подаются отдельно в отношении каждого принятого на работу иностранца. Никаких исключений для граждан Казахстана, Киргизии и Армении не сделано — по ним также надо представить уведомление о заключении трудового договора. А вот о приеме в штат работников из Белоруссии уведомлять органы МВД не нужно (постановление Верховного суда РФ от 30.05.17 № 78-АД17-19 ).

Определение статуса

Отдельные правила установлены для высококвалифицированных иностранных специалистов, которые не являются гражданами Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении. Если такой ВКС временно пребывает на территории РФ, то с его зарплаты страховые взносы вообще не начисляются (кроме взносов «на травматизм»). А в остальных случаях (если специалист имеет право на постоянное или временное проживание в России) не платятся взносы на ОМС. Остальные взносы нужно перечислять на общих основаниях.

В Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

  • Обязанность уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России. Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
  • Иностранные граждане, так же как и граждане России обязаны уплачивать установленные налоги и сборы.
  • Обязанность каждого охранять природу.

Что относится к ОБЯЗАННОСТЯМ:

Прежде чем говорить о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации, необходимо выяснить правовое содержание самого понятия «иностранный гражданин», так как оно имеет важное значение для определения правового статуса данных физических лиц, установления объема прав и обязанностей индивидов, находящихся на территории нашего государства и осуществляющих здесь свою деятельность или просто проживающих в России без ведения какой-либо специальной деятельности.

Библиографическое описание:

Согласно вышесказанному, разность прав иностранных граждан и граждан страны проживания определены в основном в областях политических прав, то есть иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах и избираться в представительные органы власти, а также принимать участие в референдумах и иметь доступ к государственной службе в данной стране. Также не могут иметь отношение к военной службе, поскольку иностранцы не несут воинского долга. У них нет права въезда и выезда, но может быть установлен безвизовый режим, либо позволительная система въезда и выезда граждан конкретного государства и так далее. Не исключается и определение пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции, то есть иностранные граждане не имеют права быть лицом правонарушений, например: неверность Родине или избежание воинской обязанности и т. д.

Стоит согласиться с позицией Д. А. Криворучко в том, что «для иностранных граждан традиционно устанавливаются различные правовые режимы, в зависимости от которых соответственно различается и объем предоставляемых на территории «чужого» государства прав и обязанностей» [14]. Как правило, речь в данном случае идет о выделении национального режима или режима наибольшего благоприятствования, речь о которых пойдет ниже.

Ссылка на основную публикацию