Проводка неустойку за нарушение обязательств по договору в бюджете

Содержание

Для отражения таких доходов в учете бюджетного учреждения применяется счет 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (пп. 220, 221 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Обязанности по перечислению этих средств в бюджет у учреждения не возникает. Даже если неустойка получена по договору, который заключен за счет субсидии, перечислять эту сумму в бюджет не требуется (письма Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651, от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).

При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного в рамках деятельности по выполнению задания, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения по приносящей доход деятельности. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 23.01.2014 № 02-06-07/2378, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374. См. также абз. 11 п. 109 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пени, штрафы, неустойки, поступающие в бюджетное учреждение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами учреждения и могут быть направлены на осуществление расходов, которые связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление неустойки отражается с применением счета 2 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Погашение данной дебиторской задолженности может быть отражено с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Бюджетным учреждением выставлены штрафы исполнителю контракта за ненадлежащее его исполнение. С момента предъявления претензии контрагент на нее не отреагировал. Источник оплаты по контракту — средства субсидии на выполнение государственного задания. Расходы относятся на подстатью 226 КОСГУ. Штрафы погашаются путем удержания из суммы выплаты исполнителю по контракту. Может ли учреждение распоряжаться данными средствами? Если да, то на какие цели? Каковы корреспонденции счетов по учету данных операций?

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться поступающими в их распоряжение денежными средствами, и отвечать ими по своим обязательствам.
В свою очередь, согласно бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (смотрите письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Соответственно, пени и штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003).
За счет собственных доходов могут быть осуществлены любые расходы бюджетного учреждения, которые связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности. Для осуществления расходов за счет КФО 2 необязательна их направленность на достижение целей приносящей доход деятельности. Средства по КФО 2 могут быть направлены, в частности, на выполнение государственного задания, к примеру, при недостаточности средств соответствующей субсидии.
Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 9.4.1 Порядка N 209н). На статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы в том числе от поступлений за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нарушение условий контрактов (договоров), включая штрафы, пени и неустойки (п. 12.1.4 Порядка N 132н).
Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов (п. 7 федерального стандарта «Доходы»). Исполнитель контракта на претензию не отреагировал, но и в суд не обратился, поэтому считаем, что в случае если неустойка удержана заказчиком путем уменьшения суммы, подлежащей оплате контрагенту, признания в учете доходов будущих периодов в размере предъявленной неустойки не требуется.
Суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 2 209 41 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» и кредиту счета 2 401 10 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 109 Инструкции N 209н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации в соответствии с п.п. 110, 147, 158 Инструкции N 174н могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
— контрагенту предъявлена сумма неустойки;
2. Дебет 4 302 26 83Х Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (226 КОСГУ)
— произведена окончательная оплата в сумме, уменьшенной на размер неустойки;
3. Дебет 4 304 06 832 Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (226 КОСГУ)
— отражение уменьшения остатка на лицевом счете по виду деятельности «4» на сумму неустойки;
4. Дебет 4 302 26 83Х Кредит 4 304 06 732
— погашена задолженность перед поставщиком путем зачета встречных требований;
5. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
— погашена задолженность по доходам от применения штрафных санкций;
6. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
увеличение 17 (140 АнКВД, 141 КОСГУ)
— отражение увеличения остатка на лицевом счете по виду деятельности «2» на сумму неустойки.

Вам будет интересно ==>  Доплата за мрот при суммированном учете рабочего времени

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Объект бухгалтерского учета соответствует определению, установленному ФСБУ «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2023 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2023 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2023 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2023 № 02-07-10/75014).

Отражение суммы неустойки на счетах бухгалтерского учета.

На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2023 № 02-07-10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

2.2.1. зачисление средств от поставщика непосредственно на счет администратора (04).

  • уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основанием является Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
    Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
    К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)
  • поступление доходов в бюджет. Основанием является Извещение, полученное от администратора кассовых поступлений:
    Д-т (КДБ) 1. 303.05. (830)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)

2.2.2. зачисление средств с лицевого счета получателя бюджетных средств.

  • зачисление на лицевой счет учреждения от поставщика (подрядчика):
    Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
    В «1С»: документ «Кассовое поступление».
  • перечисление полученных сумм с лицевого счета получателя бюджетных средств на счет администратора доходов:
    Д-т (КДБ) 1.303.05 (830)
    К-т (КРБ) 1.304.05 (ХХХ)
    В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход».
  • уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основание – Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
    Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
    К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)

Основанием для операций являются документы, подтверждающие, что обеспечение остается у учреждения:

  • уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852), направленное в ОФК
  • бухгалтерская справка (ф.0503833)

Отражение показателей в отчетных формах

Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

При принятии решения о взыскании с исполнителя неустойки в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения учреждения должны разместить эти сведения в Реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». При этом необходимо указать причину внесения изменений в виде текста и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования (Письмо Федерального казначейства от 14.01.2013 № 42-7.4-05/12.5-19).

Возникновение обязательства по уплате неустойки

В письме также указано, что при возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление неустойки исполнителю договора, заключенного на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения (в том числе в рамках субсидий, полученных на выполнение государственного (муниципального) задания), названные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках иной приносящей доход деятельности (по коду вида деятельности 2).

Порядок расчетов с исполнителем

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, одним из способов его обеспечения является предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ).

    1С-Коннект 1С-ЭДО 1С-Отчётность Центр экспертной поддержки Сервисы 1С Линия консультаций 1С Обучение 1С Акции и бонусы Большой тест-драйв 1С Выполненные работы Статьи Отзывы О Франчайзи Рекомендации 1C:Франчайзи

Будучи бухгалтером бюджетного учреждения, у меня возникало несколько вопросов насчет смысла КВР и КОСГУ. Теперь все на своих местах. Был случай, когда из-за кризиса нескольким работникам задержали заработную плату. Требовали компенсации. Не знал, какой код соответствует такой ситуации. Рекомендую серьезно отнестись к Указаниям №65н.

В 2023 году в бюджетном учреждении начисление и перечисление штрафов пеней

Задолженность по неустойке может быть погашена поставщиком путем перечисления денежных средств, а также удержанием неустойки из суммы, подлежащей выплате. В ряде случаев неустойку приходится уменьшать или списывать.

При предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на них при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.

Взыскания также можно проводить и по счету 91. Однако при бухучете через счет 91 «Прочие доходы и расходы» у предприятия будут возникать налоговые обязательства, так как такие расходы не принимаются для налогообложения (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Как отразить в учете неустойку по контракту

Ответ. Обеспечение по контракту — это средства временного распоряжения, которые отражают по КФО 3. Когда удерживаете санкции по контракту из суммы его обеспечения — это некассовая операция. Ведь нет фактического движения на счете.

Сумма полученных штрафных санкций в бухучете признается доходом учреждения (письмо Минфина № 02-07-10/75014 от 18.10.2023). Вот на какой счет отнести неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору у бюджетных учреждений — 0 209 41 000 (приказ Минфина № 66н от 31.03.2023, инструкция № 174н от 16.12.2010). Счет 0 205 41 000, на котором формировались проводки ранее, исключен из инструкции.

Штрафные санкции применяют в случае нарушения сторонами обязательств по контракту (ст. 12 ГК РФ). Неустойка — сумма, которую нарушитель обязан перечислить пострадавшей стороне при ненадлежащем исполнении или полном неисполнении контрактных обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Обязательный бухгалтерский учет неустойки по контракту ведут оба контрагента — должник и кредитор.

Какие проводки использовать

При заключении контракта в него включается условие об ответственности сторон за неисполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Задачей поставщика является своевременная поставка товаров и качественное исполнение работ, услуг по согласованному графику. Обязанность заказчика — приемка и оплата предмета госконтракта (ч. 2 ст. 94 44-ФЗ).

Вам будет интересно ==>  Удо по ст228 ч2

Пени за просрочку платежа по договору, проводки Понятие, сущность и отражение неустойки в бухгалтерском учете, проводки Прежле всего разберемся с определением. Перед обстоятельством углублений накладно скоординировать виртуальные визиты биолюминесценции о знаках, электрофоре просветления рабаток.

Неустойка: как рассчитать, потребовать и отразить в учете

При принятии решения о взыскании с исполнителя неустойки в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения учреждения должны разместить эти сведения в Реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». При этом необходимо указать причину внесения изменений в виде текста и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования (Письмо Федерального казначейства от 14.01.2013 № 42-7.4-05/12.5-19).

Начисление пени за несоблюдение условий договоров в бюджетном учреждении проводки

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

У меня 1С 8.3 базовая, я понимаю что через поступление акт на пени надо проводить, но у меня в поступлении есть несколько вариантов: «услуги (акт)», «товары, услуги, комиссия» чрез какой делать поступление. В платежке я отнесла на 76.09 на прочие расходы.И как потом мне на 91,2 списать? Бух.справкой.

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

8 800 350 84 37

Следовательно, отражение штрафных санкций за нарушение договорных обязательств на основании решения суда в бухгалтерском учете должно происходить в том отчётном периоде, когда минует месяц с даты принятия решения арбитражного суда. Суммы предъявленных претензий (исков), не признанных плательщиком (не присуждённых судом), к учёту не принимаются.

Система налогового учета формируется организациями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Напомним, что кассовый метод имеют право применять только те организации, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Претензионный порядок — это форма досудебного урегулирования споров. При этом одна сторона сделки обращается к другой стороне с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применения иных мер гражданско-правовой ответственности.

Московские же налоговики считают, что НДС облагаются суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в частности штрафные санкции, полученные поставщиком от покупателя за нарушение последним своих обязательств по оплате (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/41799). Ранее же столичное руководство в Письме от 07.02.2008 N 19-11/11309 указало, что норма пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ по увеличению налоговых баз, определенных в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, не применяется при получении покупателем штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора поставщиком товаров (работ, услуг) в следующих случаях:
— за несвоевременную поставку товаров (работ, услуг);
— некачественно выполненные работы (оказанные услуги);
— несоответствующий ассортимент поставленных товаров.
К данной группе санкций, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), столичные налоговики отнесли также штрафные санкции, выплаченные покупателем поставщику за несвоевременную приемку поступивших от него грузов.
Однако по многим судебным делам, предметом рассмотрения которых являлся спор между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу обложения НДС сумм штрафов, пеней, полученных продавцом от покупателя, решение принято в пользу налогоплательщиков.
Исходя из положений упомянутых выше ст. ст. 329, 330 ГК РФ и ст. ст. 40, 153 — 158 и 162 НК РФ, судьи приходят к выводу, что суммы штрафных санкций, полученные налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг) в смысле упомянутого положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В связи с чем они не подлежат обложению НДС (Постановления ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-464/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2008 N Ф08-7246/2008, ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09).
Принимая решения в пользу налогоплательщиков, суды ссылались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 05.02.2008 N 11144/07. В данном Постановлении высшие судьи указали, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, рассчитанных в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Согласно ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено данной статьей. Налоговая база по НДС, определенная на основании ст. ст. 153 — 158 НК РФ, действительно увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (ст. 162 НК РФ). Однако суммы неустойки (как ответственность за просрочку исполнения обязательств), полученные по договору от контрагента, по их мнению, не связаны с оплатой товаров в том смысле, который подразумевается ст. 162 НК РФ. Поэтому обложению НДС они не подлежат.
Судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 06.03.2008 N Ф09-1104/08-С2 подчеркнули, что НК РФ не содержит положений о включении в облагаемую базу по НДС сумм начисленных и уплаченных неустоек за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) договорных обязательств. Штрафные санкции в гражданско-правовых отношениях не являются реализацией товаров (работ, услуг) в смысле, придаваемом этому понятию ст. 39 НК РФ, то есть не являются объектами обложения НДС, перечисленными в ст. 146 НК РФ.
Судьи же ФАС Центрального округа уточнили, что перечень сумм, которые дополнительно к выручке, определяемой в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, включаются в облагаемую базу по НДС, является исчерпывающим и не содержит указания на суммы санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (Постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2008 по делу N А08-4124/07-22).
Как видим, арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков. Поэтому поставщик (продавец, исполнитель, арендодатель, лизингодатель, перевозчик), не исчисливший НДС с полученной от покупателя (заказчика, арендатора, лизингополучателя) при нарушении договорных обязательств суммы неустойки, не изменяющей цену товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, и не уплативший его в бюджет, скорее всего, сможет отстоять свои интересы в суде.
Но если налогоплательщик не желает возникновения трений с налоговиками с последующим судебным разбирательством, ему следует начислить НДС с полученных штрафных санкций (неустойки) в добровольном порядке и уплатить причитающуюся сумму налога в бюджет.
Но все же и для чиновников существует ряд ситуаций, когда штрафные санкции не облагаются НДС.
Во-первых, положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в силу п. 2 ст. 162 НК РФ (упомянутое Письмо Минфина России N 03-07-11/01).
Во-вторых, нормы ст. 162 НК РФ, по мнению налоговиков, не применяются в отношении штрафных санкций, которые получает покупатель товаров (работ, услуг) от поставщика в рамках договора на реализацию товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, за ненадлежащее исполнение (неисполнение) им условий договора (Письма МНС России от 27.04.2004 N 03-1-08/1087/14, УФНС России по г. Москве от 07.02.2008 N 19-11/11309).

Вам будет интересно ==>  Цена проезда пенсионеров в электричках

У организаций же, учитывающих доходы и расходы кассовым методом, проблем с датой признания сумм штрафов, пеней по хозяйственным договорам не должно возникать. Доходы в виде штрафов, пеней по хозяйственным договорам признаются ими только после поступления денежных средств на счета в банках или в кассу организации (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Должник для целей налогообложения прибыли может включить в состав внереализационных расходов в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде признанных им или подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.
Датой признания расходов в виде штрафа, пени у налогоплательщика, определяющего доходы и расходы методом начисления, является дата признания штрафа организацией либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
У организаций, определяющих доходы и расходы кассовым методом, расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций в целях налогообложения прибыли признаются после их фактической уплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Для признания штрафов, пеней в составе внереализационных расходов должнику необходим документ, подтверждающий факт нарушения им договорных обязательств, или решение суда, обязывающее его уплатить штраф, пени или иные санкции за нарушение договорных обязательств, которое вступило в силу.
Признать должник может не только санкции, установленные договором, но и неустойки, выставленные кредитором в претензионном порядке. Свое согласие необходимо подтвердить документально в письменном виде. И сделать это можно, направив контрагенту письмо с указанием размера санкций и срока их уплаты.
Одна же уплата штрафных санкций по хозяйственным договорам, по мнению фискалов, не свидетельствует об их признании. Документом, подтверждающим признание должником неустойки, может служить письменное согласие уплатить долг в соответствующем размере (Письмо ФНС России от 26.06.2009 N 3-2-09/121).

Налоговые обязательства

Продолжение примера 2. Претензия за задержку оплаты товаров выставлена продавцом на 71 240 руб. (50 000 + 21 240). Покупателем же признана в качестве неустойки сумма 26 240 руб. (21 240 + 5000). Именно эту сумму и учитывает в налоговом учете во внереализационных доходах продавец.

Списание неустоек производится в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о списании. Если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, он не позднее 3 рабочих дней после списания сумм должен направить администратору доходов сведения о произошедшем списании. При этом необходимо сообщить списанную сумму, код классификации доходов бюджета бюджетной системы РФ. В течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о списании неустоек контрагенту направляется уведомление о списании задолженности с указанием ее размера.

  1. Если общая сумма неустоек (пеней, штрафов) оказывается больше чем 5% цены контракта (но не превышает 20%), заказчику позволительно списать 50% сумм неустоек, если 50% таких сумм были уплачены до 1 января 2023 года.
  2. Если сумма неустоек оказывается не более 5% от цены контракта, заказчик может их полностью списать.

Списание неустоек – отражение в учете

  • название, фирменное наименование, место нахождения (для организаций);
  • ФИО, место регистрации (для физического лица);
  • ИНН поставщика (аналог ИНН поставщика – для иностранного лица);
  • КПП поставщика (или ИНН физического лица);
  • информация о сумме неустойки, включенная в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • установленные в п. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений ( утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обязательные реквизиты первичных документов;
  • дата принятия решения о списании неутоек;
  • подписи всех членов комиссии.

При неисполнении обязательства об оплате товара в срок, указанный в п. (указывается пункт соглашения, контракта) настоящего договора, Покупатель обязан уплатить неустойку в размере (указывается процент от суммы или фиксированная сумма) от суммы образовавшейся задолженности за каждый день допущенной им просрочки, начиная со дня, когда обязательство по договору должно было быть исполнено.

Порядок взыскания

  1. Рассчитать размер неустойки.
  2. Соблюсти претензионный порядок урегулирования спора (составить претензию о взыскании и направить ее должнику).
  3. Обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга.
  4. Обосновать требования и привести доказательства своих доводов.

Определение размера при заключении соглашения

Если например, стороны согласовали, что их договорные обязательства полностью прекращаются после истечения срока действия договора, санкция будет рассчитываться по день, являющийся датой окончания срока действия соглашения. Судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ по делу № 8171/13, которое принято 12.11.2013) указывает, что прекращение обязательств по возврату начисленной по договору неустойки возможно также путем отступных, новации или же прощения задолженности.

Таким образом, данное Постановление установило право кредитора обращаться в суд за взысканием неустойки не только за уже наступивший период, но и устанавливать такой размер на будущее время, т.е. до момента фактического исполнения обязательств. В случае вынесения такого решения сумму неустойки, подлежащей взысканию, будет определять судебный пристав или банк, в случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника, при этом судебный пристав, банк не вправе снижать неустойку при несоразмерности, так как такое право принадлежит только суду.

Особенность взыскания неустойки за просрочку

Помимо теоретического значения, определение вида неустойки имеет также и практическое значение, заключающееся в том, что взыскание договорной или законной неустойки, за исключением неустойки, которая носит штрафной характер, исключает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, а взыскание же штрафной неустойки допускает одновременное взыскание и процентов по ст. 395 ГК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

Шаг 4. Получение решения арбитражного суда и исполнительного листа

Срок исковой давности по требованию о взыскании процентов/неустойки исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу. Платеж определяется применительно к каждому дню просрочки. Если должник признал основной долг, например уплатив его, это само по себе не означает, что он признал ваше требование о процентах. Не следует рассматривать это как основание перерыва течения срока исковой давности по требованию об уплате процентов (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2023 № 43). Однако учтите, если истек срок исковой давности в отношении основного долга, то считается истекшим срок исковой давности по требованию об уплате процентов (п. 1 ст. 207 ГК РФ).

Ссылка на основную публикацию