Чернобыльская зона рождение 3го ребенка

  • установлены минимальные сроки проживания на загрязненных территориях для родителей, желающих оформить чернобыльское пособие по уходу за малышами до 1.5 и до 3 лет;
  • изменены размеры выплат на каждого ребенка в семье, проживающей в чернобыльской зоне. Доплата на детей до 1.5 и до 3 лет стала начисляться родителям в фиксированном размере.

Чернобыльские выплаты в 2023 году

  • в территориальном миграционном подразделении МВД — для подтверждения постоянной регистрации заявителя и ребенка (детей) в чернобыльской зоне;
  • у работодателя (организация или ИП) — для подтверждения места нахождения работы в населенном пункте, относящемся к территории чернобыльской зоны.

Оформление ежемесячной выплаты на каждого ребенка до 3 лет чернобыльцам

Вторая выплата предоставляется согласно порядку, установленному Постановлением Правительства РФ № 588 от 28.06.2023 г. «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (…)».

  • отселения – не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

Обязанности работодателей

Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).

Переходные положения

В учетных программах «1С:Предприятие 8» изменения, связанные с порядком расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реализованы. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».

В результате аварийного разрушения реактора атомной электростанции в атмосферу попали продукты деления ядерного топлива, которые затем были разнесены воздушными потоками в разных направлениях на значительные расстояния, обусловив радиоактивное загрязнение территорий не только вблизи Чернобыльской АЭС, но и в других странах, находящихся за сотни километров от места аварии.

Кратко о масштабах катастрофы

  • паспорт со штампом о регистрации по месту фактического проживания;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • банковские реквизиты для перечисления пособия;
  • может понадобиться справка из местной администрации о том, что зона проживания действительно является загрязненной.

Оформление чернобыльского пособия по уходу за ребенком

Как говорилось в начале статьи, с 2023 года в сфере законодательного регулирования механизмов оказания государственной помощи произошли значительные изменения. В частности, Федеральный закон № 388-ФЗ от 29.12.2023 г. затронул и изменил многие действовавшие до этого нормы права, касающиеся мер социальной поддержки.

Если роженица прожила в любой из особых зон менее оговоренного законом времени, то она будет получать все полагающиеся на детей пособия в том объеме, в каком они предусмотрены для обычных категорий граждан (не «чернобыльцев»).

Кого называют «чернобыльцем»?

Если общая сумма получаемой дотации превышает 100% от среднего заработка мамы за отчетный период (2 года до беременности), то к выплате будет начислено только максимально возможное для этого заработка пособие.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

  • Зона с льготным экономическим статусом. В них искусственно создаются особые хозяйственные и экологические структуры для повышения уровня жизни населения.
  • Зона с правом на отселение. В них наличествует высокий радиационный фон не критичный для здоровья. Покидая такую зону, население имеет право получить финансовую компенсацию.
  • Зона отселения. Территории с наиболее высоким уровнем радиационного загрязнения. В них запрещено строительство дорог и школ за счет бюджета. Покидающие такие зоны граждане имеют право на денежную компенсацию и возмещение вреда.

В большинстве случаев при уходе за ребенком в возрасте до 1,5 лет одному из родителей выплачивается 40% от его среднемесячной зарплаты за два предыдущих года. Кроме того, существует незначительная компенсация в размере 50 рублей в месяц тем родителям, которые ухаживают за ребенком до 3 лет, но ею сейчас почти никто не пользуется из-за мизерной суммы выплат.

Дети признанные пострадавшими вследствие чернобыльской катастрофы получают дополнительные выплаты. Размер выплаты не зависит от дохода матери или родственника, осуществляющего уход за малышом. Ежемесячный размер выплат:

Выплата чернобыльских пособий по уходу за ребенком

Список местностей, проживание в которых дает право на дополнительные пособия, утверждается Правительством РФ. Действующий на данный момент список приведен в Постановлении Правительства РФ от 8 октября 2023 г. №1074. В перечень входят населенные пункты, расположенные в 14 регионах страны. Загрязненные радионуклидами территории и находящиеся в них населенные пункты отнесены к нескольким зонам:

Вам будет интересно ==>  Условия труда сторожа для производственной характеристики

Женщина проживала с ребенком на территории, загрязненной радиацией, и получала детские пособия для детей чернобыльцев. Продолжатся ли выплаты, если семья покинет опасный район и переедет в населенный пункт с благоприятными условиями жизни?

В зависимости от возникших за беременность особенностей, расчет единовременного пособия может быть скорректирован по факту. Например, если будущей матери потребуется наблюдение врачей и пребывание в стационаре на сохранении, то декретный период будет увеличен и пересчитан.

Продолжительность отпуска по беременности и родам

  • В том случае, если ребенок уже достиг полутора лет, то родитель может рассчитывать на 40% от зарплаты, получаемой за последние два года, но при этом такая выплата не должна быть меньше минимальной суммы, установленной законом.
  • А вот с полутора до трех лет все, что положено детям – это компенсация от работодателя родителей в размере 50 рублей.

Также, в зависимости от ситуации, может потребоваться справка о состоянии здоровья детей, удостоверение гражданина со статусом чернобыльца, справки из учебных заведений, где учатся дети. Это довольно специфические документы, их требуют не всегда. Но по запросу соцзащиты в случае необходимости их придется предоставить.

  • лица, получившие инвалидность из-за радиационного излучения;
  • граждане, которые тяжело переносят негативные последствия облучения;
  • лица, живущие в географической зоне, которая уже определена как зона отселения из-за неблагоприятного радиационного фона;
  • все граждане, которые страдают различными болезнями, если они появились именно вследствие радиоактивного облучения.

Пособие на детей до 1,5 и до 3 лет

Нередко случается, что женщина ложится в родильный дом на сохранение беременности по причине неблагоприятных условий проживания на зараженных территориях. В таких ситуациях декретный отпуск продлевается, и исчисление пособия производится с учетом корректировки времени ухода в отпуск.

При этом совсем не обязательно подавать документы от имени самой матери новорожденного, это могут сделать и другие родственники. Например, отец зарегистрирован в чернобыльской зоне, а мать нет. Если оформить государственную дотацию на отца, то она будет начислена в увеличенном объеме по «чернобыльским» ставкам.

Кто вправе получать пособия?

В отношении женщин, имеющих право получать пособия на детей с «чернобыльскими» надбавками, действует ограничение, привязанное ко времени регистрации в любой из этих особых зон. Поскольку из-за наплыва желающих получать увеличенные пособия бюджет претерпел серьезную нагрузку, было введено строгое ограничение по срокам регистрации по месту проживания:

Кого называют «чернобыльцем»?

В отношении «чернобыльцев» действует положение, согласно которому каждая из этих градаций увеличивается на 20 дней, специально отведенных на то, чтобы будущая мама уехала из опасной зоны и провела декрет в более благоприятной для здоровья обстановке. Исходя из этого, увеличивается размер декретного пособия за счет большей продолжительности самого декретного отпуска.

Размер этой денежной выплаты вдвое больше. Данная мера социальной поддержки направлена на покрытие расходов, которые могут возникнуть у проживающих и воспитывающих детей в экологически неблагоприятной местности.

*) «7) ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется.

Пособие по уходу за ребенком в чернобыльской зоне

Теперь меры социальной поддержки предоставляются детям независимо от места их рождения, чьи родители (или один них) проживали на загрязненных территориях в течение установленных периодов непосредственно перед рождением ребенка и продолжают проживать там вместе с ребенком после его рождения.

Закон Российской Федерации № 1244-1, которым установлена система мер поддержки граждан, проживающих на территориях, на которые повлияла чернобыльская авария, был принят в 1991 году. И фактически с 1991 года и до 2023 года – 25 лет – эта система радикально не менялась. Были споры о суммах, о порядке назначения и выплаты пособий, но система в целом оставалась неизменной.
И вот с 1 июля 2023 года для одной из самых существенных «чернобыльских» льгот – выплате удвоенного пособия по уходу за ребенком до достижения трех лет – кардинально меняется система и принцип получения. Эти изменения зафиксированы Федеральным законом РФ от 29 декабря 2023 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
В соответствии с новой редакцией статьи 4 и статьи 18 закона № 1244-1, которая вступит в силу с 1 июля 2023 года, в части пособия по уходу за ребенком меняется одновременно два правила:
1) правило времени прописки. С 1 июля 2023 года льготная выплата назначается только при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата:
— в зоне отселения — не менее 1 года;
— в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет;
— в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
Следовательно, становится совершенно невозможно ради выгоды прописаться вместе с ребенком после его рождения и получать льготное пособие. Да и в период беременности это будет однозначно поздно сделать…
Ранее никаких ограничений по сроку прописки для реализации права на удвоенное пособие не существовало;
2) правило размера пособия. С 1 июля 2023 года удвоенных пособий по уходу за ребенком до 3 лет не будет даже тем, кто прописан и непосредственно проживает в зоне с правом на отселение или в зоне с льготным статусом. Пособие будет состоять из двух компонент до полутора лет, а с полутора до трех лет – из одной фиксированной компоненты:
до 1,5 лет мамочке будет назначаться обыкновенное пособие до полутора лет (работающим – от работодателя в зависимости от среднего заработка, неработающим – в минимальном размере) плюс дополнительно от органов социальной защиты по месту прописки ежемесячная выплата 3000 рублей независимо от заработка или от того, который по счету ребенок;
от 1,5 до 3 лет ребенка пособие по уходу уже не будет платиться (как и всем мамочкам Российской Федерации), будет платиться только специально установленная ежемесячная выплата от органов социальной защиты. Размер этой выплаты – 6000 рублей независимо от того, который по счету ребенок. Работодатель в период от 1,5 до 3 лет ребенка работающей маме ничего не выплачивает (только 50 рублей по Указу № 1110).
С чем же связан такой пересмотр условий выплаты пособий? Чтобы понять это, интересно посмотреть на то, как аргументировали изменения в пояснительной записке к внесенному в октябре 2023 года в Государственную Думу законопроекту его авторы – Правительство Российской Федерации. Текст пояснительной записки, непосредственно касающийся изменений в закон 1244-1, приведем полностью, самые интересные моменты выделим жирным шрифтом:
«В целях обеспечения принципа адресности применения мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон), устанавливающие для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, единое условие — постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением данных мер.
Это предложение обусловлено многочисленными злоупотреблениями со стороны граждан при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях, что позволяет им безосновательно пользоваться мерами социальной поддержки за риск вследствие проживания на этих территориях.
Законопроектом предполагается внести изменения в статью 18 Закона, предусматривающие ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет (далее — ежемесячная выплата) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, которая будет также распространяться на граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения (часть первая статьи 20) и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть первая статьи 19).
Действующая в настоящее время норма пункта 7 статьи 18 Закона, которой установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет (далее — пособие), привязана к нормам Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон N 81-ФЗ), устанавливающим общие подходы к выплате, в частности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом определено, что данное пособие выплачивается гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не подлежащим обязательному социальному страхованию — в твердой сумме.
Дифференцированный подход в Федеральном законе N 81-ФЗ оправданно применен к категориям работающих и неработающих граждан.
Однако применение такого подхода к установлению размеров компенсации за одинаковый риск вследствие проживания (работы) на загрязненных радионуклидами территориях, как представляется, приводит к необоснованным различиям в объеме социальной поддержки граждан, относящихся к одной и той же категории.
В то же время согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П, денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). При этом отмечается, что само по себе изменение способа определения размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.
Кроме этого, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П отмечается, что независимо от того, о каких способах возмещения вреда идет речь в оспариваемом Законе — о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности.
Однако анализ информации о произведенных расходах по выплате пособия за 2014 год показывает, что данный вид выплаты осуществляется по факту регистрации граждан в загрязненной зоне. При этом места их работы расположены на всей территории Российской Федерации, включая в том числе Приморский, Пермский и Красноярский края, Архангельскую, Вологодскую, Тюменскую и Сахалинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, фактическое проживание и работа в которых, как представляется, не дает права на возмещение вреда за риск вследствие проживания либо работы на загрязненных территориях.
В связи с этим законопроектом предлагается установить ежемесячную выплату в фиксированном размере: до достижения ребенком возраста полутора лет — 3000 рублей, от полутора до трех лет — 6000 рублей. Такие размеры обусловлены тем, что граждане имеют право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на общих основаниях, предусмотренных Федеральным законом N 81-ФЗ, а ежемесячная выплата в размере 3000 рублей до достижения ребенком возраста полутора лет будет являться по своей сути возмещением вреда за риск проживания (работы) на загрязненных территориях.
Федеральным законом N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком предусмотрено только до достижения ребенком возраста полутора лет. С учетом того, что предлагаемая законопроектом ежемесячная выплата никак не связана с трудовыми отношениями, законопроектом предлагается принять за основу размер не ниже уровня, установленного данным Федеральным законом для неработающих граждан, который в настоящее время составляет 2718,34 рубля. В то же время в целях сохранения уровня материальной обеспеченности граждан, проживающих на территориях указанных зон, законопроектом предполагается установить ежемесячную выплату на ребенка в период от полутора до трех лет в размере 6000 рублей.
Кроме того, ежемесячную выплату предлагается назначать при условии постоянного проживания (работы) граждан на соответствующих загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается эта выплата. Данное условие, как представляется, позволит сократить факты незаконного обогащения независимо от радиационного воздействия, а также злоупотребления в части бесконтрольной регистрации граждан на загрязненных территориях непосредственно перед рождением ребенка или сразу после него с целью получения пособия.
Одновременно законопроектом предлагается сохранить право на пособие за гражданами, которым оно было назначено до вступления изменений, предусмотренных законопроектом, в размерах и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции до вступления в силу положений законопроекта), до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующий порядок выплаты пособия возлагает на работодателя, в том числе находящегося на «чистой» территории, обязанности по расчету размера пособия в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по ежемесячному представлению соответствующих документов в орган социальной защиты населения по месту нахождения организации. Такой порядок зачастую нарушается работодателем, а также возлагает на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, на территории которых нет «загрязненных» населенных пунктов, дополнительные несвойственные им функции.
В настоящее время средства федерального бюджета на выплату пособия предусматриваются Федеральной службе по труду и занятости и Фонду социального страхования Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит предусматривать в федеральном бюджете объем ассигнований на ежемесячную выплату только главному распорядителю средств федерального бюджета, в данном случае — Федеральной службе по труду и занятости, а также направлять их в составе общей субвенции на переданные Российской Федерацией полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, только тем субъектам Российской Федерации, территории которых подверглись загрязнению радионуклидами.
При этом осуществление ежемесячной выплаты в фиксированном размере органами социальной защиты населения только субъектов Российской Федерации, в которых есть загрязненные территории, позволит применить принцип дифференциации, а также значительно упростить порядок реализации предлагаемой нормы и усилить контроль за расходованием средств федерального бюджета.
Кроме того, такой механизм избавит работодателей от дополнительного обременения, связанного с соответствующими расчетами размера выплаты и ежемесячным представлением пакета необходимых документов в орган социальной защиты населения.»
Итак, как мы видим, законопроект, ставший законом № 388-ФЗ:
— уравнивает льготу для работающих и неработающих;
— снимает с работодателя обязанность предоставлять льготу;
— минимизирует злоупотребления с целью получения пособий, но не лишает возможности их получения тех, кто действительно живет на загрязненной территории.
Это важно! Для тех граждан, которым пособие по уходу за ребенком назначено по правилам, действующим до 30 июня 2023 года, никакого перерасчета пособия с 1 июля 2023 года не будет. То есть до момента окончания права на это пособие оно будет платиться как удвоенное пособие по уходу до трех лет в размере не меньше удвоенного минимума. И правило «ценза» по прописке применяться не будет. Однако в том случае, если после 1 июля 2023 года мамочка пойдет «из декрета в декрет», для назначения пособия на вновь родившегося малыша будет применено и правило «ценза» по прописке, и правило назначения пособия по уходу только до полутора лет + ежемесячная выплата.

Вам будет интересно ==>  Размер надбавки за высшую категорию педагогическим работникам школы

Ссылка на основную публикацию