По какому счету в 2023 отражать доход от административный штраф в бухучете

При нарушении налогового законодательства начисленные суммы взысканий относят на счет учета прибылей и убытков. В соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, к счету 99 «Прибыли и убытки» открывается субсчет 99.09 «Прочие прибыли и убытки». На этом субсчете учитываются штрафы, начисленные за нарушение налогового законодательства в корреспонденции со счетом учета соответствующего налога. В общем виде проводка по начислению штрафных санкций за нарушение законодательства выглядит так: Дт 99.09 Кт 68 (69).

Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете

  1. Гражданско-правовые — устанавливаются за нарушение сторонами обязательств по договору (п. 7 ПБУ 9/99).
  2. Административный штраф — категория санкций, взыскиваемая различными госорганами и учреждениями. К административным взысканиям относятся платежи в ФНС, ГИБДД, Роспотребнадзор и проч.

Понятие и виды штрафных наказаний

Издержки на уплату наказания по решению судебных органов и принятые должником организация включает во внереализационные расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу налога на прибыль (ст. 265 НК РФ). На основании ПБУ 18/02, этот вид затрат не является составной частью налога на прибыль и не включается в базу, формирующую налог на прибыль. Таким образом, затраты на взыскания подлежат списанию в конце отчетного периода.

Проводки по штрафам

  • в случае нарушения законодательных норм — по счету 99 «Прибыли и убытки»;
  • при нарушении договорных условий и обязательств и положений КоАП — по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;2.

  1. 295 – оплата санкций за административные нарушения.
  2. 294 – плата за несвоевременное погашение кредитов;
  3. 293 – оплата за несоблюдение правил в сфере закупок и условий договоров;
  4. 292 – взыскания за несвоевременную уплату сборов и налогов;

Какими проводками в 2023 году отражаются штрафы в бухучете

Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2023 N 02-06-10/65506).

В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Пункт 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация), утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, устанавливает, что по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации отражаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Вам будет интересно ==>  Льготы ветеранам труда мурманской области в 2023

В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Виды существующих штрафных санкций

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

  1. Размер штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, рассчитывается в соответствии с Правилами № 1063.
  2. Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженностям по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты». При этом доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» ­КОСГУ.
  3. Списание суммы начисленной за нарушение договорных обязательств неустойки осуществляется в соответствии с Порядком № 44н. Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, принятие решения о ее списании не допускается.
  4. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ № 209н операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063).

Как рассчитать размер штрафа?

  • предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
  • списывает 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

При этом, правовыми актами главных администраторов доходов бюджетов, наделяющими администраторов доходов полномочиями по администрированию доходов бюджетов, определяется порядок действий администраторов доходов бюджетов при принудительном взыскании администраторами доходов бюджетов с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе определение перечня необходимой для заполнения платежного документа информации, которую необходимо довести до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местными администрациями.

Обзор документа

Согласно положениям Инструкции N 162н начисление доходов администратором доходов, осуществляется с применением соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (дебет счета 120545560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» и кредит счета 140110145 «Прочие доходы текущего финансового года от сумм принудительного изъятия», 140140145 «Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия»).

Однако задолженность, сложившаяся на 1 января 2023 года, уже учтена по кодам бюджетной классификации, которые использовались в прошлом году. Согласно разъяснениям Минфина России она должна быть перекодирована органами Федерального казначейства на «новые» коды (письмо Минфина России от 11.11.2023 № 23-01-12/86673). Для этого Минфином России доведена Сопоставительная таблица*(1) кодов, по которым дебиторская задолженность отражена на начало 2023 года, к кодам, на которые она должна быть перекодирована.

Вам будет интересно ==>  Чем отличается домохозяйство от домовладения

Новые коды бюджетной классификации

Измененная редакция ст. 46 БК РФ предусматривает, в частности, нормативы, по которым зачисляются в соответствующий бюджет суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (административные штрафы). Об их администрировании и поговорим в статье.

Что изменилось в БК РФ

Ответ на этот вопрос содержится в ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 02.12.2023 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов». Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2023 года, в 2023 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2023 году. При этом администрировать такие доходы должны органы власти, осуществлявшие учет указанной задолженности в период до 1 января 2023 года.

  1. Аванс равен заработной плате за время, фактически отработанное в первой половине месяца. При этом, как правило, делают резервные удержания, равные величине НДФЛ, алиментов и проч. Проводку по начислению аванса создают по окончании первой половины месяца, за который он начислен (например, 14 февраля или 15 сентября). Тогда же делают проводку по резервным удержаниям.
  2. Аванс равен фиксированной величине, которая рассчитывается как процент от месячного оклада работника (к примеру, 40%). При данном варианте отдельную проводку по начислению аванса создавать не нужно. Делается только проводка по начислению зарплаты за весь месяц, датированная последним днем этого месяца (подробнее см.: «Зарплата за первую половину месяца: как рассчитывать аванс и какие суммы из него удерживать»).
  1. ДЕБЕТ 76 субсчет «Резервные удержания по НДФЛ» КРЕДИТ 70 субсчет «Зарплата Волкова»
  2. — 2 676 руб. — списаны резервные удержания по НДФЛ с зарплаты Волкова;
  3. ДЕБЕТ 70 субсчет «Зарплата Волкова» КРЕДИТ 51

Перечисление НДФЛ и взносов

Во избежание путаницы в расчетах лучше всего создать на счете 69 отдельные субсчета второго порядка для учета старых (за 2014–2023 годы) и новых (с 2023 года) взносов по каждому виду страхования, тем самым обеспечив их аналитический учет для правильного разнесения в отчетности.

Поэтому, если организация осуществила начисление штрафа, проводки нужно дополнить операциями по отражению налоговых разниц в соответствии с ПБУ 18/02. В данном случае возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО). Чтобы определить его величину, нужно умножить постоянную разницу на текущую ставку налога на прибыль.

  • При нарушении правил дорожного движения водителями, управляющими принадлежащим организации автотранспортом.
  • При нарушениях трудового законодательства, выявленных специалистами Роструда.
  • При нарушениях законодательства о защите прав потребителей торговыми организациями.
  • При нарушениях отдельных требований налогового законодательства, не связанных непосредственно с уплатой налогов (например, сроков сдачи деклараций).

Похожие публикации

Когда речь заходит о штрафах для предприятия, в первую очередь возникает мысль о налоговых санкциях. Действительно, это наиболее распространенная ситуация, в которой компания несет подобные затраты. Но в некоторых случаях организации приходится платить и штрафы, не связанные с налоговыми нарушениями. Рассмотрим, в каких случаях это может быть и как отразить штрафы в бухучете.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.

Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете

Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: «Отражение в учете административного штрафа». Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Вам будет интересно ==>  Ответ участнику боевых действий вне очереди в поликлинику

Для учета расходов штраф штрафу рознь

Чиновники также пояснили, что понимается под дисквалификацией, которая является одной из санкций. Это лишение права занимать руководящие должности, в том числе в исполнительном органе управления организации, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом. Дисквалификация за комментируемое нарушение может устанавливаться на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Что относится к санкциям

Административное правонарушение в данном случае совершил конкретный работник — водитель организации. По общему правилу работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. К прямому действительному ущербу могут быть отнесены суммы уплаченного штрафа (ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса РФ, абз. 5 Письма Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).

В сопоставительной таблице нужно найти старый код и определить соответствующий ему новый код. Например, если на 01.01.2023 была задолженность по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение трудового законодательства по КБК 000 1 16 19000 01 0000 140, то доход перекодируется на КБК 000 1 16 10121 01 0001 140.

Для перекодировки доходов Минфин России сделал сопоставительную таблицу. Она размещена на сайте министерства в разделах «Бюджет / Исполнение бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов / Системные письма по вопросам исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов» (информация от 17.01.2023).

Корреспонденции для переноса остатков

В части кодов видов (подвидов) доходов с элементом бюджета, отличным от 01 «федеральный бюджет», сопоставительная таблица размещена на сайте министерства в разделе «Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Бухгалтерский учет государственного сектора» (информация от 29.04.2023).

За просрочку исполнения требования в отношении векселя, выставленного к оплате и подлежащего оплате на территории РФ, на основании статьи 3 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» можно потребовать уплаты пеней в размере учетной ставки Банка России.

Признанные штрафы – внереализационный доход

Неустойка, причитающаяся организации за неисполнение условий договора, относится к прочим доходам и принимается к учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором она фактически признана (п. 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н ). Если неустойка подлежит уплате по решению суда, то она принимается к учету в том отчетном периоде, в котором судебное решение вступило в силу.

Когда возникает доход от штрафов

Доход от штрафов учитывают на основании документов, подтверждающих их признание и позволяющих определить размер суммы признанной задолженности. Это могут быть такие документы, как письменное уведомление о признании претензии, акт сверки, а если санкции подлежат выплате по решению суда, то документом будет являться судебное решение.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Типичные штрафы

  1. Если исходная информация у бухгалтера не верна, то и бухгалтерская отчетность будет составлена не правильно. Соответственно, скорее всего, произойдет занижение базы по налогам и сборам. Если такое занижение 10% и более, то это грубое нарушение учета
  2. Нарушением является искажение показателей, которые выражаются в денежном выражении, на 10% и более
  3. Иногда имеют место факты принятия несуществующих или притворных расходов. В этом случае бухгалтерская отчетность «нарисована» так, как нужно директору. Это, конечно, является грубым нарушением
  4. Ведение учета за рамками регистров также является нарушением
  5. Ну и последняя группа нарушений касается отсутствия первичных документов, собственно бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения (в том случае, если законом предусмотрено его наличие). По факту получается, что организация, вроде, работает, получает себе в карман прибыль, а вот отчитываться перед государством не хочет, да и на ведение бухгалтерского учета тоже не тратится. Вообщем, экономия со всех сторон. Только вот обернется она в итоге большими штрафами как для самой компании, так и для должностных лиц

Грубое нарушение в бухгалтерском учете

Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Ссылка на основную публикацию