Оплата за проживание в общежитии для студентов косгу2023

Содержание

С 2023 года для учета отдельных коммунальных расходов применяется новый код вида расходов (КВР) – 247 «Закупка энергетических ресурсов» (вместо КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»). В материале выясним, о каких коммунальных расходах идет речь, а также расскажем, как перевести на новый КВР задолженность, числящуюся по указанным расходам на 01.01.2023.

Увязываем КОСГУ с КВР

оплата технологических нужд (работ, связанных с предоставлением коммунальных услуг, носящих регламентированный условиями предоставления коммунальных услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения), включенных в обязательства сторон по договору на приобретение коммунальных услуг);

Отражаем коммунальные расходы в бухучете

потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;

Обоснование вывода:
Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях, регулируется Жилищным Кодексом РФ (далее — ЖФ РФ) с особенностями в части предоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения). Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст.ст. 93, 94 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, при этом к пользованию специализированными жилыми помещениями по таким договорам найма применяются отдельные правила, предусмотренные статьями ЖК РФ для договоров социального найма жилых помещений (ч. 5 ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 39 Закона N 273-ФЗ образовательные организации предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций. Обучающимся по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 39 Закона N 273-ФЗ).
В свою очередь, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.ст. 65 и 67 ЖК РФ).
Отнесение доходов на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания определенной операции. В свою очередь, экономическое содержание операции определяется на основании содержания договора (контракта) и соответствующих первичных документов.
Таким образом, при отнесении расходов на определенную статью (подстатью) КОСГУ принципиальное значение имеет квалификация конкретных операций в соответствии с положениями действующего законодательства. При этом квалификация операций в рассматриваемой ситуации зависит от статуса проживающих в общежитии лиц и оснований, по которым они занимают помещения.
Согласно Указаниям N 65н доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся учреждениями на статью 120 «Доходы от собственности» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьями статьи 120 «Доходы от собственности» КОСГУ.
В свою очередь, доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 в увязке с соответствующими подстатьями, детализирующими статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» КОСГУ.
Положениями пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II Указаний N 65н предусмотрено отражение доходов от платы обучающихся за пользованием общежитием с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130, соответственно, данные поступления подлежат отнесению на одну из подстатей статьи 130 КОСГУ.
Отметим, что до 2023 года Указания N 65н прямо предусматривали отнесение доходов в виде платы за пользование общежитием на статью 130 КОСГУ. В настоящее время статья 130 КОСГУ детализирована подстатьями 131-136. При этом ни в одной из указанных подстатей плата за пользование общежитием не упомянута. Таким образом, порядок отнесения такой платы на соответствующую статью (подстатью) в настоящий момент Указаниями N 65н прямо не установлен.
Согласно Методическим рекомендациям по расчету размера платы за проживание в общежитиях образовательных организаций, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2014 N НТ-362/09, плата за проживание в общежитии включает плату за пользование жилым помещением, плату за коммунальные услуги, также может взиматься плата за дополнительные бытовые услуги исключительно по желанию обучающихся.
При этом в письме Министерства образования и науки РФ от 02.10.2013 N ВК-573/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» отмечено, что обеспечение общежитием не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания. Поэтому установление платы за жилое помещение в общежитии не может рассматриваться как извлечение прибыли с помощью недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания которого осуществляется в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Учитывая, что предоставление обучающимся общежития является одной из мер социальной поддержки, а не отдельной услугой, оказываемой государственными учреждениями, полагаем, что основания для отнесения доходов в виде платы, взимаемой с обучающихся за пользование жилым помещением в общежитиях образовательных организаций, включаемой в сумму платы за проживание в общежитиях, на какие-либо подстатьи, детализирующие статью 120 КОСГУ, отсутствуют.
Соответственно, доходы бюджетного образовательного учреждения в виде платы за пользование общежитием, уплачиваемой обучающимися (студентами), могут быть отнесены на одну из подстатей статьи 130 КОСГУ независимо от порядка определения указанной платы.
Статья 130 КОСГУ, в частности, детализирована следующими кодами:
— 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
— 134 «Доходы от компенсации затрат»;
— 135 «Доходы по условным арендным платежам».
Здесь отметим, что согласно п. 7 СГС «Аренда» условные арендные платежи — это часть платы по договору аренды или безвозмездного пользования, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора. Исходя из прямого толкования нормы п. 2 СГС «Аренда», к отношениям по договорам найма специализированных жилых помещений и социального найма жилых помещений положения СГС «Аренда» не применяются. Рекомендаций финансового ведомства по необходимости учета договоров найма жилого помещения по СГС «Аренда» в настоящее время также нет. Соответственно, в настоящее время соответствующие договоры по СГС «Аренда» не классифицируются. Поэтому применение статьи 135 в рассматриваемой ситуации будет неправомерным (смотрите также письмо Минфина России от 06.04.2023 N 02-05-10/22911).
Исходя из того, что предоставление обучающимся общежития не является самостоятельной услугой, а в качестве меры их социальной поддержки обеспечивается образовательным учреждением в рамках государственного задания (то есть субсидия на выполнение госзадания предоставлена с учетом расходов на содержание данного имущества и оплату коммунальных услуг), при отражении поступления от студентов платы за пользование общежитием наиболее оправданным, на наш взгляд, будет применение подстатьи 134 КОСГУ.
При этом Указаниями N 65н отнесение отдельных составляющих платы за пользование общежитием на различные доходные статьи классификации операций сектора государственного управления не предусмотрено.
Таким образом, доходы от платы за пользование общежитием, вносимой проживающими в нем студентами образовательной организации, могут быть отнесены на подстатью 134 КОСГУ. Для отражения расчетов по таким доходам применяется счет 0 209 34 000.
В рассматриваемой ситуации часть помещений приватизирована, то есть здание находится в совместном владении у нескольких собственников (часть помещений — государственное имущество, другая часть — собственность физических лиц). Если все расходы на содержание здания, в том числе коммунальные услуги, несет один собственник (в данном случае — учреждение, за которым здание закреплено собственником на праве оперативного управления), а иные собственники возмещают ему расходы по содержанию эквивалентно (пропорционально) своему потреблению, то доходы от таких возмещений отражаются по подстатье 134 КОСГУ (смотрите п. 1.2 письма Минфина России от 29.06.2023 N 02-05-10/45153). Соответственно, в бухгалтерском учете данные поступления также отражаются на счете 0 209 34 000.
Что касается доходов от предоставления помещений по договорам социального найма, то в Указаниях N 65н такой вид доходов прямо не поименован. На практике при отражении платы за наем жилого помещения в составе доходов бюджетов публично-правовых образований единый подход к применению статей аналитических групп подвида доходов бюджетов и статьей КОСГУ не выработан. По общему правилу указанные доходы отражаются в качестве доходов от собственности*(1).
В то же время в отдельных публично-правовых образованиях доходы в виде платы за наем жилых помещений и в 2023 году, и ранее отражались с применением статьи 130 КОСГУ*(2). При этом аналогичное мнение высказывали специалисты финансового ведомства*(3) и независимые эксперты*(4).
В случае если учреждением принято решение об отражении указанных доходов в 2023 году с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 120, то в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с Указаниями N 65н они могут быть отражены с применением подстатьи 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ, соответственно, для отражения расчетов по таким доходам применяется счет 0 205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности». Дело в том, что, как было указано выше, отношения, возникающие на основании договоров найма жилого помещения, не поименованы в перечне отношений, на которые распространяются положения СГС «Аренда», соответственно, возможность отнесения доходов в виде платы за наем жилого помещения на подстатью 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ либо подстатью 122 «Доходы от финансовой аренды» КОСГУ, как и на иные подстатьи, детализирующие статью 120 КОСГУ, исключена.
При отражении указанных доходов в 2023 году с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с Указаниями N 65н они могут быть отражены с применением подстатьи 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. В таком случае поступления платы по договору социального найма будут учтены на 0 205 31 000.

Вам будет интересно ==>  Норма кв метров на одного человека оренбург квартира

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, доходы в виде платы по договору социального найма целесообразно отражать по подстатье 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ. Соответственно, для отражения расчетов по таким доходам применяется счет 0 205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности». Вместе с тем, если учреждением будет принято соответствующее решение, указанные доходы могут быть отражены с применением подстатьи 131 КОСГУ и учтены на счете 0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)».
Доходы от платы за пользование помещением, вносимой физическими лицами по договорам социального найма, могут быть отнесены на подстатью 129 КОСГУ.
По подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ в данной ситуации могут быть отражены:
— доходы от платы за пользование общежитием, вносимой проживающими в нем студентами образовательной организации,
— доходы от компенсации коммунальных услуг, поступающие от собственников жилых помещений общежития,
— доходы от компенсации коммунальных услуг, поступающие по договорам социального найма.
Для отражения расчетов по таким возмещениям применяется счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— р. 2 Порядка сбора и учета средств, поступающих от населения в качестве платы за пользование жилым помещением в муниципальном жилищном фонде, утвержденного постановлением Администрации городского округа Ревда Свердловской области от 28.04.2023 N 1148;
— п. 1.4 Порядка сбора и учета средств, поступающих от населения в качестве платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) в муниципальном жилищном фонде, утвержденного постановлением Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области от 20.07.2023 N 1256;
— р. II приложения N 5 к порядку предоставления жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением Администрации Армизонского муниципального района Тюменской области от 12.09.2023 N 117.
*(2) Смотрите, например:
— п. 3 решения Совета депутатов Рождественского сельского поселения Фировского района Тверской области от 25.12.2023 N 75 «Об установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наём)»;
— р. 3 Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет муниципального образования сельского поселения «Дзёль», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «Дзёль» Усть-Куломского муниципального района Республики Коми от 20.04.2023 N 19;
— приложение N 1 к Порядку администрирования доходов бюджета сельского поселения, утвержденного распоряжением администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 22.12.2023 N 87.
*(3) Смотрите, в частности, Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) от 09.09.2014 — вопрос 211.
*(4) Вопрос: В студенческом общежитии проживают сотрудники по договору социального найма, в отношении которых начисляется квартплата по тарифам и по показаниям счетчика. Ранее (в 2023 году) такая плата осуществлялась по статье 130 КОСГУ_. (журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2023 г.)

Согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Подпадает ли предоставление места в общежитии студентам и аспирантам на срок обучения под стандарт «Аренда»? Ответ на этот вопрос, а также порядок отражения расчетов по оплате проживания в общежитии в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» приведены в статье экспертов 1С.

Бухучет расчетов по оплате проживания в общежитии

Следует отметить, что учреждения образования вправе воспользоваться освобождением от обязанностей плательщика НДС по статье 145 НК РФ, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Таким образом, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений и койко-мест в общежитиях не подпадают под стандарт «Аренда», и расчеты с нанимателями жилья, в том числе мест в общежитиях, в 2023 году учитываются в прежнем порядке.

Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) с особенностями в части предоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Правовая основа предоставления общежития

Следовательно, доходы от платы за пользование общежитием, дополнительные платные услуги, а также доходы от возмещения потребленных проживающим лицом коммунальных услуг (как доходы от компенсации затрат) однозначно отражаются по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Какую статью аналитической группы подвида доходов бюджетов применить?

Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. При этом к пользованию специализированными жилыми помещениями по таким договорам найма применяются отдельные правила, предусмотренные статьями ЖК РФ для договоров социального найма жилых помещений (ч. 5 ст. 100 ЖК РФ).

Работники проживают в студенческом общежитии на основании договора социального найма. Квартплата начисляется по показаниям счетчика и по тарифам. До внесения изменений в порядок применения КОСГУ плата за жилое помещение в данном случае осуществлялась по ст. 130 КОСГУ. Из данной статьи вы узнаете, по какой статье сейчас отражается плата за общежитие КОСГУ, какие бухгалтер осуществляет проводки по начислению такой платы и принятию ее в кассу автономного образовательного учреждения.

Как по новым правилам отражается плата за общежитие КОСГУ

Важно! Ранее, до вступления в силу Приказа Минфина РФ от 27.12.2023 № 255н, бухгалтер образовательного учреждения должен был отражать операции по приему платежей за проживание в общежитии по статье 130 КОСГУ «Доходы от оказания платных услуг», но порядок учета изменился.

Плата за общежитие КОСГУ – отражение в бухгалтерском учете при удержании средств с заработной платы нанимателя

  • Сумма платы за наем жилья в здании общежития устанавливается на основании порядка локального нормативного акта учреждения.
  • Образовательное учреждения является исполнителем коммунальных услуг, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190. Данным нормативным актом также определяется порядок расчета величины платы за пользование коммунальными услугами при проживании в общежитиях, принадлежащих учебным заведениям.

приобретение в целях последующей выдачи лекарственных препаратов и медизделий по рецептам, включая расходы по транспортировке, хранению и льготному отпуску через аптеки гражданам бесплатно или со скидкой

С учетом этих изменений Минфин России дал разъяснения о применении КВР и КОСГУ при осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки (Письмо Минфина России от 16 октября 2023 г. № 02-08-10/91015). Один из блоков этих разъяснений — операции по приобретению товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, отражаемые по КВР 323. Напомним, что Таблицей соответствия КВР и КОСГУ на 2023 года предусмотрены увязки КВР 323 с КОСГУ 226, 261, 263, 265. Какие расходы следует отражать по этим кодам, рассмотрим в таблице:

безработным гражданам, женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятым гражданам, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, при направлении органами службы занятости

  • по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
  • по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
  • в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
  • статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
  • подстатьи КОСГУ 191–199, 352353, 411412, 421423, 432, 452453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.

Новые КОСГУ и правила с 2023 года

Также в приказ добавили тридцать новых кодов для доходов от государственных пошлин. Например, 000 1 08 07260 01 0000 110 «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

4. ФСС будет доплачивать работникам соцучреждений, которые оказывают услуги гражданам с COVID-19

Таблица предназначена для учреждений субъектов РФ. Ведь со следующего года финансисты меняют порядок и добавляют новые КВР в Приказ № 85н. Поэтому ведомство опубликовало новую таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов с 2023 года.

Но, пожалуй, самое заметное новшество в части КВР-2023 – это появление нового «закупочного» кода 247 «Закупка энергетических ресурсов». По нему в будущем году будем отражать некоторые из расходов, сегодня учитываемых по КВР 244.

А как быть при оплате горячего водоснабжения с применением двухкомпонентных тарифов, когда учреждение оплачивает потребление горячего водоснабжения, которое состоит из теплоносителя – воды и теплоэнергии для ее подогрева ? Следует ли в этом случае расходы на теплоэнергию для подогрева отражать с применением КВР 247? На наш взгляд, в такой ситуации расходы на оплату тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению из открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), могут быть отражены с применением элемента видов расходов 247. При этом возможность применения кода 247 при оплате тепловой энергии в рамках договора горячего водоснабжения через присоединенную водопроводную сеть из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения представляется нам весьма сомнительной. Подробное обоснование такой позиции – в материале Службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

При этом, как подчеркнул Минфин России в недавних письмах от 27 августа 2023 г. № 02-05-10/75430 и от 3 сентября 2023 г. № 02-05-10/79715, перечень расходов, учитываемых по КВР 247, закрытый, а значит, этот код НЕ будет использоваться для отражения расходов, не поименованных в нем, в том числе на закупку твёрдого и жидкого топлива.

В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ указано, что информационными технологиями могут называться процессы, способы поиска и сбора, обработки, хранения, а также распространения информации. Поэтому в Указании №65н указано, что к сфере ИКТ относятся расходы, потребовавшиеся для приобретения товаров и услуг для поддержания высококачественного функционирования информационно-коммуникационных технологий, использующихся для сбора, обработки, хранения и распространения сведений.

Вам будет интересно ==>  Период чернобыльской зоны во мценске орловской области

Изменения в порядке применения КОСГУ

  • по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
  • по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
  • в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
  • статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
  • подстатьи КОСГУ 191–199, 352353, 411412, 421423, 432, 452453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.

Проживание В Командировке Косгу В 2023 Году

Утвержденный авансовый отчет — по форме АО-1 или самостоятельно разработанной форме — с приложенными к нему документами, подтверждающими произведенные в интересах фирмы расходы, будут служить основанием для отражения этих трат в бухгалтерском учете.

Упомянутая статья КОСГУ в 2023 году была детализирована. Вследствие этого появились подстатьи со 131 по 136. Что примечательно, ни в одной из этих подстатей ничего не говорится об оплате проживания в общежитиях. Соответственно, на сегодняшний день невозможно определить, по каким правилам учитывать такие платежи, и на какие статьи (подстатьи) их отнести. Придется определиться с этим самостоятельно. Давайте рассуждать.

  • 100 — доходы;
  • 200 — расходы;
  • 300 — поступление нефинансовых активов (НА);
  • 400 — выбытие НА;
  • 500 — поступление финансовых активов (ФА);
  • 600 — выбытие ФА;
  • 700 — увеличение обязательств;
  • 800 — уменьшение обязательств.

Плата за общежитие КОСГУ — отражение по новым правилам

  • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
  • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

В части расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В части выплаты материальной помощи в рамках социальной поддержки обучающихся за счет средств стипендиального фонда, а также материальной помощи безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

В части расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования

В подстатью 129 КОСГУ добавят доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона в случае, когда цена контракта снижается до половины процента НМЦК и ниже. Отражать по данной подстатье плату за право на заключение договора Минфин рекомендовал и ранее.

Какие изменения ожидаются в доходных кодах КОСГУ

Должна появиться новая подстатья 139 КОСГУ. По ней нужно будет отражать доходы от возмещения расходов учреждений и органов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.

Что скорректируют в расходных кодах КОСГУ

В подстатью 222 КОСГУ добавят расходы по оплате сборов за оформление авиабилетов и железнодорожных билетов, удержания перевозчика, связанные с возвратом или обменом таких билетов. Это уже разъяснялось Минфином.

Но, пожалуй, самое заметное новшество в части КВР-2023 – это появление нового «закупочного» кода 247 «Закупка энергетических ресурсов». По нему в будущем году будем отражать некоторые из расходов, сегодня учитываемых по КВР 244.

А как быть при оплате горячего водоснабжения с применением двухкомпонентных тарифов, когда учреждение оплачивает потребление горячего водоснабжения, которое состоит из теплоносителя – воды и теплоэнергии для ее подогрева ? Следует ли в этом случае расходы на теплоэнергию для подогрева отражать с применением КВР 247? На наш взгляд, в такой ситуации расходы на оплату тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению из открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), могут быть отражены с применением элемента видов расходов 247. При этом возможность применения кода 247 при оплате тепловой энергии в рамках договора горячего водоснабжения через присоединенную водопроводную сеть из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения представляется нам весьма сомнительной. Подробное обоснование такой позиции – в материале Службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

При этом, как подчеркнул Минфин России в недавних письмах от 27 августа 2023 г. № 02-05-10/75430 и от 3 сентября 2023 г. № 02-05-10/79715, перечень расходов, учитываемых по КВР 247, закрытый, а значит, этот код НЕ будет использоваться для отражения расходов, не поименованных в нем, в том числе на закупку твёрдого и жидкого топлива.

Кредит 2 1053x 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения», 2 302xx 730 «Расчеты по принятым обязательствам», 2 30302 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», 2 10980 200 «Общехозяйственные расходы учреждений» и т.д.

  • понятия «предоставление в пользование жилых помещений» и «жилищный фонд» в законодательстве о налогах и сборах не определены. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ данные понятия должны применяться в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства;
  • общежития относятся к жилым помещениям и входят в состав жилищного фонда (ст. ст. 19 и 92 ЖК РФ), поэтому при рассмотрении возможности применения льготы по НДС необходимо рассматривать проживание в студенческом общежитии как предоставление в пользование жилых помещений.

Налогообложение услуг по проживанию и допуслуг

  • заявителем обоснованно применена льгота по НДС;
  • оснований не распространять указанную льготу на случаи предоставления в пользование студентам и аспирантам жилых помещений в общежитиях, также составляющих жилищный фонд, не имеется.

После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании в РФ) вопросы оплаты проживания в общежитиях образовательных учреждений приобрели особую актуальность, поскольку Закон об образовании в РФ отменил ограничения при определении стоимости проживания в общежитиях.
Рассмотрим законодательную базу, определяющую порядок проживания в студенческих общежитиях, учет оплаты проживания, отражение расходов на содержание жилищного фонда и механизм налогообложения доходов, полученных от предоставления внаем жилых помещений общежитий.
В соответствии с Законом об образовании в РФ бюджетные образовательные учреждения предоставляют обучающимся жилые помещения в общежитиях в качестве одной из мер социальной поддержки и стимулирования (п. 3 ч. 2, ч. 8 ст. 34 Закона об образовании в РФ).
Обучающиеся, нуждающиеся в жилье (например, иногородние студенты) и получающие образование по очной форме по основным программам среднего профессионального или высшего образования, обеспечиваются местами в общежитиях. Как правило, студенты (аспиранты) заселяются в общежитие сроком на один учебный год (с 1 сентября по 30 июня), после чего (на летнее время) они должны освободить занимаемые места. Студент может остаться на лето в общежитии, если он занят на общественной работе или по разрешению администрации учреждения.
Заочникам места в общежитии выделяются только на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации. При этом порядок предоставления мест в общежитии образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в локальном нормативном акте.
При наличии свободных помещений в общежитии после предоставления мест всем нуждающимся в жилой площади обучающимся учреждение может использовать свободный жилищный фонд и в других целях. Например, учреждение может предоставлять помещения:
— обучающимся, постоянно проживающим на территории города, где находится образовательное учреждение;
— сотрудникам учреждения;
— обучающимся других учреждений;
— другим гражданам за плату, в том числе слушателям подготовительных отделений вуза, лицам, прибывающим в учреждение в командировки, на конференции и т.д. (ч. 1 и 2 ст. 39 Закона об образовании в РФ).
Отдельно необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) отчуждению, передаче в аренду, внаем помещения общежития не подлежат (за исключением передачи по договорам найма).
В первую очередь места в общежитии предоставляются:
— детям-сиротам или детям, которые остались без попечения родителей;
— лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, а также инвалидам вследствие травмы или заболевания, которые получены в период военной службы;
— ветеранам боевых действий;
— обучающимся, которые подверглись воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных катастроф;
— обучающимся, которые имеют право на получение государственной социальной помощи;
— обучающимся, входящим в число граждан, которые проходили военную службу по контракту в течение не менее трех лет (и были уволены по основаниям, установленным пп. «б» — «г» п. 1, пп. «а» п. 2 и пп. «а» — «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») в Вооруженных силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в спасательных воинских формированиях МЧС России, в Службе внешней разведки РФ, в органах ФСБ и т.д.
При этом вышеперечисленным категориям учащихся места в общежитии предоставляются бесплатно (ч. 4 ст. 39, ч. 5 ст. 36 Закона об образовании в РФ). Кроме того, по собственной инициативе образовательное учреждение может дополнительно установить предоставление бесплатных (льготных) мест другим категориям обучающихся либо предоставление мест со скидками, например, студентам из малообеспеченных семей или отличникам. Такую возможность, а также порядок предоставления мест необходимо прописать в положении об общежитии.
Остальным обучающимся по очной форме места в общежитии предоставляются на платной основе. За плату места в общежитии могут быть предоставлены как студентам, обучающимся на бюджетной, так и на коммерческой основе (ч. 1 ст. 39 Закона об образовании в РФ).
Иностранным студентам, которые обучаются за счет средств, выделенных из бюджета (в пределах квоты), места в общежитиях предоставляются на тех же условиях, что и гражданам России (ч. 5 ст. 78 Закона об образовании в РФ). Остальным иностранным гражданам места в общежитии предоставляются только при наличии свободных мест.
Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (п. 1 ст. 105 ЖК РФ). Комнаты должны быть устроены и оборудованы с соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических требований, а также содержаться с учетом таких норм. Данные требования установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 N 23 «Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений».
При предоставлении места в общежитии необходимо оформить договор найма специализированных жилых помещений (ч. 1 ст. 99, ст. 100 ЖК РФ, ч. 1, 3 ст. 39 Закона об образовании в РФ). Если помещения предоставляются льготным категориям граждан на бесплатной основе, с ними следует заключить договор безвозмездного пользования.
Договор найма заключается в письменной форме. В договоре, соответственно, должны быть прописаны:
— предмет договора;
— размер платы за пользование помещением и оплаты коммунальных услуг;
— права и обязанности сторон по пользованию помещением (в соответствии со ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ).
Типовая форма такого договора установлена Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Следует отметить, что наниматель жилого помещения не вправе обменивать занимаемое жилое помещение, а также передавать его в поднаем (ч. 4 ст. 100 ЖК РФ).
Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии образовательное учреждение должно определить самостоятельно и закрепить ее в локальном акте, например в положении об общежитии или приказе о размере оплаты за проживание в общежитии. Такой документ должен быть согласован с советом обучающихся и их представительным органом (ч. 3 ст. 39 Закона об образовании в РФ).
Методические рекомендации по созданию и деятельности советов обучающихся приведены в Письмах Минобрнауки России от 14.02.2014 N N ВК-262/09 и ВК-264/09.
В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 02.10.2013 N ВК-573/09 при установлении размера платы за проживание в общежитии в нее не включаются затраты на содержание и ремонт жилых помещений, в частности:
— уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования;
— сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
— соблюдение мер пожарной безопасности;
— проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
— установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа и их эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверку) и т.д.
Кроме того, необходимо отдельно определять плату за бытовые услуги (например, предоставление постельного белья, стирку), предоставляемые проживающим в общежитии. Это связано с тем, что жильцы вправе отказаться от предоставления дополнительных бытовых услуг, если они в них не нуждаются.
В свою очередь размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их потребления на основании показаний общедомовых или индивидуальных приборов учета. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по правилам, установленным п. 50 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений расчеты с проживающими в общежитиях отражаются на сч. 205 «Расчеты по доходам» (п. п. 21 и 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)).
Начисление оплаты в бухгалтерском учете отражается на основании заключенных договоров со студентами и приказов о выделении мест в общежитии. Учет операций по счету ведется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (п. п. 200 — 201 Инструкции N 157н).
Плата за проживание в общежитии (в том числе оплата за коммунальные и бытовые услуги) отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (разд. V Указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»). Данные поступления учитываются по коду вида финансового обеспечения (КФО) 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» на счете 2 20531 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (п. 21 Инструкции N 157н).
Внести денежные средства обучающиеся могут либо в кассу (на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001)), либо на счет учреждения. Начисление платы за проживание в общежитии отражается следующей проводкой: Д-т сч. 220531560 К-т сч. 2 40110130.
Поступление платы за проживание в общежитии в учете отражается следующими проводками:
— при поступлении денег в кассу учреждения: Д-т сч. 220134510 К-т сч. 220531660;
— при поступлении оплаты на лицевой счет: Д-т сч. 220111510 (забалансовый счет 17 (код 130 КОСГУ)) К-т сч. 220531660.
Сдача полученных в кассу средств на лицевой счет учреждения осуществляется на основании расходного кассового ордера и объявления на взнос наличными и отражается следующими записями:
Д-т сч. 221003560 К-т сч. 220134610 — сданы деньги из кассы на лицевой счет;
Д-т сч. 220111510 (забалансовый счет 17 (код 130 КОСГУ)) К-т сч. 221003660 (сч. 20101, 20134, 20500, 40110, забалансовый сч. 17) — поступили средства на лицевой счет учреждения (п. п. 93 и 94 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
Порядок списания затрат, связанных с содержанием общежития (списание на себестоимость или сразу на финансовый результат), учреждение должно выбрать самостоятельно.
Предоставление общежития является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках выполнения государственного задания (см. Письмо Минобрнауки России от 02.10.2013 N ВК-573/09). Следовательно, затраты по содержанию общежития можно сразу списывать на финансовый результат деятельности учреждения (сч. 40120). Вместе с тем запрета формировать себестоимость услуги по предоставлению общежития нет, поэтому учреждение может выбрать способ отражения затрат на содержание общежития через сч. 109. Выбранный способ следует закрепить в учетной политике учреждения.
При отражении расходов на содержание общежития за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (в том числе платы за общежитие), формируются следующие проводки:
Д-т сч. 240120231 (210960211) К-т сч. 230211730 — начислена заработная плата сотрудникам общежития;
Д-т сч. 230211830 К-т сч. 230301730 — удержан налог на доходы с физических лиц из зарплаты сотрудников;
Д-т сч. 240120233 (210960213) К-т сч. 230302730 (социальное страхование — ФСС РФ), 230307730 (медицинское страхование — ФФОМС), 230310730 (пенсионное страхование — ПФР), 230306730 (страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) — начислены обязательные страховые взносы;
Д-т сч. 210534340 К-т сч. 230234730 — приобретены строительные материалы, необходимые для содержания жилищного фонда;
Д-т сч. 240120272 (210960272) К-т сч. 210534440 — списаны материалы на ремонт общежития;
Д-т сч. 240120235 (210960225) К-т сч. 230225730 — отражены расходы по содержанию (ремонту) общежития;
Д-т сч. 240120233 (210960223) К-т сч. 230223730 — отражены коммунальные расходы;
Д-т сч. 240120271 (210960271) К-т сч. 210436410 — начислена амортизация на основные средства, используемые в общежитии.
Отметим, что бюджетные учреждения доходы, полученные от предоставления мест в общежитии (а также бытовых и коммунальных услуг), должны включить в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (пп. 1 п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ (НК РФ)). При этом налогооблагаемую выручку можно уменьшить на расходы, связанные с содержанием жилищного фонда (пп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ), в том числе на материальные расходы, расходы на оплату труда, сумму начисленной амортизации и т.д.
По поводу обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) сумм платы за проживание в общежитиях однозначной позиции нет. Так, в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ сказано, что организация освобождается от НДС, если предоставляет в пользование жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности.
По мнению контролирующих ведомств, этой льготой можно воспользоваться при выполнении следующих условий:
— услуги по предоставлению жилья оказываются на основании договора найма (ст. 671 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ);
— внаем передается изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (ст. 673 ГК РФ).
При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ст. 16 ЖК РФ).
При предоставлении койко-мест в общежитиях (части комнаты) эти условия не выполняются. Следовательно, со стоимости оказанных услуг учреждение должно платить НДС. Такой вывод подтверждает контролирующее ведомство (см. Письма Минфина России от 22.08.2012 N 03-07-07/88, от 18.06.2010 N 03-07-07/37).
Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой возможно воспользоваться льготой по НДС при предоставлении за плату койко-мест в общежитиях студентам и аспирантам, так как согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Поскольку в НК РФ не содержится понятий «жилое помещение» и «жилищный фонд», для обоснования права на льготу можно использовать определения, приведенные в Жилищном кодексе РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). В нем сказано, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (пп. 2 п. 3 ст. 19, пп. 2 п. 1 ст. 92 ЖК РФ).
Жилые помещения в общежитиях предоставляются студентам и аспирантам для временного проживания на период учебы (ст. 94 ЖК РФ). При этом с ними заключаются договоры найма (п. 2 ст. 105 ЖК РФ). Таким образом, если при предоставлении койко-мест в общежитиях эти правила соблюдаются, то бюджетные учреждения, которые оказывают такие услуги, могут не платить НДС с их стоимости.
Рассматривая споры по данной проблематике, большинство арбитражных судов признает правомерность применения льготы, предусмотренной пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.09.2008 N 12638/08, от 25.09.2008 N 11434/08, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2009 N А42-3628/2008, Поволжского округа от 20.08.2010 N А12-11074/2009, от 25.03.2010 N А12-3432/2009, Северо-Кавказского округа от 19.10.2010 N А32-16661/2009-34/240-59/719-11/1191, Центрального округа от 05.09.2008 N А54-4517/2007С8).

Вам будет интересно ==>  Поправки по статье 228 за 2023 год

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2023 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта — исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.

Цель законопроекта — создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.

Ссылка на основную публикацию