Овз какие заболевания входят

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Оказывается, что не все педагоги знакомы с понятием «ребенок с ОВЗ». Это и неудивительно, ведь я проходила курсы по инклюзивному образованию, а тем кто не работает с детками с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. Сегодня же мы рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие.

Список заболеваний, относящихся в ОВЗ

  • 1 Список заболеваний, относящихся в ОВЗ
    • 1.1 Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
    • 1.2 Кстати, рекомендую прочитать:
  • 2 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
  • 3 Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
  • 4 Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер. Подобные отклонения предусматривают необходимость особого отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Дети с ЗПР часто не могут логично и внятно объясниться из-за того, что им нелегко даются процесса анализа и обобщения информации. Они медленно воспринимают поведение окружающего мира, отстают в плане словесного мышления. Особенность обучения ребенка с задержкой психического развития заключается в необходимости принятия во внимания его быстрой утомляемости и резкой смены пассивного поведения на активное. Главное – не переутомлять ребенка сложными заданиями и интересно преподать урок.

Еще одной проблемой для нормальной жизни в обществе является завышенная самооценка слабослышащего ребенка (в большинстве случаев) . Родители, родственники и люди вне семьи “расхваливают” малыша и слишком бурно реагируют на любой маленький успех ребенка с ОВЗ. Ведь считается, что и микро-шажок в развитии является достижением для особенного ребенка.

II категория. Слабослышащие дети

В сфере медицины Российской Федерации применяется иная группировка детей с ОВЗ на категории с учетом задач медицинского характера. Здесь пояснения к понятию “ограничение возможностей здоровья” дает не только Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – здесь также действует МКФ-ДП (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков) :

Вам будет интересно ==>  Размер пенсии по инвалидности 3 группы в 2023 по тульской обл.

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Недуг

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

Расшифровка ОВЗ

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы). Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.

ОВЗ по ФГОС

При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга. В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует.

III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие.

Психолого-педагогическое сопровождение малышей с ограниченными возможностями осуществляется такими специалистами, как логопеды, психологи, педагоги, учителя-дефектологи. Вышеперечисленные кадры помогают родителям в процессе воспитания и обучения детей-инвалидов. Комплексная технология поддержки подразумевает участие специалистов разного профиля для обеспечения положительной динамики развития подрастающего поколения.

Любая тяжелая травма может послужить причиной попадания человека в категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данное утверждение справедливо, если вышеупомянутый недуг привел к снижению уровня трудоспособности или появлению необходимости жизнеобеспечения. Эта группа пациентов не только нуждается в помощи, государство должно предоставлять им возможность для социальной реабилитации.

Кто такие дети с ОВЗ

В 19 веке Всемирной организацией здравоохранения была принята трехзвенная шкала ограниченных возможностей человека. ​Первая ступень называется «недуг», к ней относятся люди с утратой или аномалией одной из основных функций (анатомической, физической, психологической и т.д). Вторая ступень – «ограниченные возможности», в эту группу входят пациенты с дефектами, которые не позволяют им исполнять нормальную для обычного человека деятельность.

Вам будет интересно ==>  П п 1 18 ч 1 ст 30 федерального закона n 400-фз

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

  • Дети с задержкой интеллектуального развития – это как правило дети с диагнозом умственная отсталость. Им сложнее всего с освоением новых навыков и задач. И отсюда трудности с обучением;
  • Дети с нарушениями общения и поведения. Дисгармоничный тип нарушения развития. У них все хорошо с интеллектуальным развитием. Обычно они хорошо осваивают новые знания и навыки, но есть проблемы с поведением, с саморегуляцией и управлением своими эмоциями. Они создают серьезные сложности в процессе развития и обучения. Таким детям нужны особые условия для обучения, например, тихая обстановка, малое число учеников в классе и т.п.
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с общим интеллектуальным недоразвитием, усваивают материал лучше и быстрее. И сам термин говорит, что эта задержка, и она может быть преодолена.

Классификация В.В. Лебединского

А сами занятия родители могут проводить своими силами. Благо все материалы дидактические и учебные пособия можно без проблем приобрести в интернете. В дальнейшем специалист по отчетам родителей ведет только корректировку занятий. Отмечает прогресс или наоборот фиксирует проблемы, и помогает родителю найти способ преодоления. Таким образом, родитель получает квалифицированную помощь в проведении занятий, и колоссальный объем занятий с ребенком.

Как выбрать – по какой методике заниматься?

Например, есть проблемы с поведением ребенка. Медицина может снять фармакологией общую расторможенность, сделать его спокойнее, менее возбужденным. Но если перестараться, и успокоить излишне, то в таком состоянии и учится ему будет сложно. И более того — не будет у него никакого желания что-то учить.

Статус в большей степени важен для образования, так как ученики с особыми потребностями сложнее усваивают информацию. Кроме того, он важен для получения некоторых видов льгот. Статус ОВЗ определяет ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия) после осмотра и собеседования с ним. Его могут получить дети имеющие такие проблемы:

Статус ОВЗ значительно облегчает жизнь детям и их родителям

  • пройти консультацию профильного врача и получить направление;
  • собрать соответствующий пакет документов;
  • пройти ПМПК;
  • оформить заключение;
  • известить школу о полученном статусе и новых требованиях к организации ученого процесса.

Классифицируют три степени ОВЗ

Иногда тяжело признавать особенность своего ребенка, особенно в случае психологических отклонений, когда внешне он ничем не отличается от сверстников. Оформление статуса в настоящее время дает множество преимуществ:

В этом случае ученик со многими нарушениями здоровья обучается по адаптированной программе, при этом учитывается индивидуальный план. Обязательно условие заключается в формировании среды, где в большой степени реализуется жизненная компетенция в социуме. Четвёртым вариантом предусматривается обучение на дому, где акцентируется внимание на расширении в доступных пределах жизненного опыта и социальных контактов. Чтобы освоить программу, может быть использована сетевая форма взаимодействия с применением различных образовательных ресурсов. Ученикам, успешно прошедшим обучение по этому варианту, выдают свидетельство установленного образца.

Вам будет интересно ==>  Как правильно пронумеровать страницы вдомовой книгекак правильно подписать

Ученики, у которых ОВЗ, и они проходят в школе обучение по этому варианту, могут получить более пролонгированный срок. К главной программе добавляется пару учебных планов, учитывающих потребности ученика с ограничениями в здоровье. Этот вариант может быть выполнен как в виде совместного обучения с одногодками, так и в отдельных классах или группах. Важная роль в обучении отводится информационным технологиям и специальному оборудованию, расширяющему возможности школьника. Второй вариант подразумевает обязательные работы, касающиеся углубления и расширения социального опыта учеников с ОВЗ.

Программы развития, учитывающие ФГОС

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по этому варианту, получают образование, которое нельзя сравнить с тем, какое получают обычные школьники. Обязательное условие для реализации учебного плана – это создание адаптированной индивидуальной среды. Ученики с ОВЗ вместе с экспертной комиссией выбирают форму аттестации и термин обучения. Так может быть осуществлена учебная деятельность как вместе со сверстниками, так и в особых организациях и отдельных группах.

С одной стороны – дети с ОВЗ получили прекрасную возможность находиться в школе, с другой – несовершенство системы пока не даёт полноценного результата. Главная трудность – в неготовности системы образования к такому обучению. Если в крупных городах ситуация более-менее контролируется, то в российской глубинке создание классов с детьми с разными возможностями и потребностями ведёт к проблемам в получении знаний. Педагоги теряются в таком пёстром детском коллективе, и, не имея достаточно навыков и знаний, упускают многие возможности. Плюс нехватка необходимого оборудования и условий, специальных помощников – тьюторов. Так что безбарьерная среда в школах сейчас далека от идеала.

Трудности безбарьерного образования

Наряду с обычными формами обучения дистанционное образование все больше набирает популярность. Плюс в том, что методики совершенствуются с помощью разных научно-исследовательских объединений, программы могут легко адаптироваться к особенностям ребёнка, ест возможность углублённого изучения предметов.

Что изменилось в образовании для детей с ОВЗ

Специалисты комиссии рассмотрят навыки и умения ребёнка на предмет соответствия возрасту, его способность восприятия окружающего мира и констатирования со взрослыми и сверстниками. По правилам, участию в ПМПК должно предшествовать педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение.

Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к нему.

Что такое ОВЗ

  • Возможность бесплатно получать логопедическую, психологическую, дефектологическую помощь.
  • Возможность бесплатно питаться в столовой учебного заведения.
  • Возможность получать образование там, где практикуется инклюзивное обучение.
  • Возможность сдавать выпускные экзамены в школе, имея дополнительное время.

Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ: отличия

  1. Если родитель считает, что малыш может претендовать на статус ОВЗ, он должен обратиться к медицинскому специалисту, который подтвердит это и выдаст направление на прохождение комиссии.
  2. Затем необходимо пройти каждого врача, входящего в комиссию и получить справку о том, что ограничения существуют и они мешают усвоению программы.
  3. На последнем этапе ребенку будет присвоен статус.

Ссылка на основную публикацию