Содержание
- 1 Где публикуется закупка у единственного поставщика в электронной форме?
- 2 Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование
- 3 Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2023 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.
Закупка осуществляется с использованием электронной площадки. Площадки, на которых будут публиковаться такие закупки, пока не определены, но на текущий момент самыми популярными из таких площадок являются: Портал поставщиков Москвы, Электронный магазин Московской области и ЭТП Березка.
Где публикуется закупка у единственного поставщика в электронной форме?
8) с использованием электронной площадки заказчик формирует протокол подведения итогов определения поставщика. Протокол публикуется на площадке и в единой информационной системе в день рассмотрения.
Какова процедура заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме?
- наименование товара и его характеристики;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения товара;
- единица измерения товара;
- цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
- наименование территории (территорий), в пределах которой (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
- срок действия предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты его размещения на электронной площадке;
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица, номер контактного телефона (если участником закупки является юридическое лицо);
- ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо);
- фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер контактного телефона (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);
- решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (если сделка является для участника крупной);
- разрешительные документы (лицензии, допуски), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
- декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пунктами 3 — 5, 7 — 9, 11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе.
Среди товаров, на которые распространяется действие постановления: клейкие перевязочные МИ, ноутбуки, ЭВМ, телефоны, сигнализация, электронная бытовая техника, медицинская техника, шприцы, носители памяти, электроника, осветительное оборудование, лифты, спортинвентарь и другое. Размер доли российских товаров при закупках по различным видам составляет от 50 до 90 процентов.
Для всех, кто имеет отношение к госзакупкам, новый год всегда означает еще и очередные изменения в закупочном законодательстве. Ничего не поделаешь, таковы наши традиции. А значит – самое время узнать, что поменяется в закупках государства и госкомпаний с 1 января 2023 года.
Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование
С 1 января 2023 года вступают в силу дополнения к части 7.1 статьи 31 закона «О контрактной системе». С этого момента проверка участника закупки комиссией по осуществлению закупок на соответствие требованию о не привлечении участника закупки юридического лица к административной ответственности ст. 19.28 КоАП РФ становится не правом, а обязанностью комиссии.
Подскажите пожалуйста, если заключаем контракт с монопалистами по п. 1. ч. 1. ст. 93 после 31.07.2023 г. извещение в ЕИС не размещаем правильно? а нужно ли формировать за 3 рабочих дня до заключения ГК принимаемые бюджетное обязательство?
Подскажите пожалуйста, если заключаем контракт с монопалистами по п. 1. ч. 1. ст. 93 после 31.07.2023 г. извещение в ЕИС не размещаем правильно? а нужно ли формировать за 3 рабочих дня до заключения ГК принимаемые бюджетное обязательство?
Согласно позиции содержащейся в Письме Минэкономразвития России от 29 июля 2023 г. N ОГ-Д28-9219, в соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи .
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору, либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
Изменения, которое коснутся реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2023 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о его учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включатся данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом, владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут
Изменения в закупках по 223-ФЗ
- НМЦК не более 3 млн руб.
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее, чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня
- контракт заключается не ранее, чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Заказчик обязан указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки. Участник может указать в своем предварительном предложении несколько товаров, предлагаемых к поставкам, множество мест их поставки, различное количество.
С 1 апреля 2023 года вступает в силу часть 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Заказчики смогут осуществлять закупки у единственного поставщика до 3 млн. рублей.Данные закупки заказчики будут проводить только в электронной форме. Министерство финансов своим письмом от 12.02.2023 № 24-06-08/9591 ответило на вопросы заказчиков и участников.
Участник подписывает электронной подписью только предварительное предложение. Заказчик подписывает извещение и протокол подведения итогов. Требования подписывать заявку, которую оператор направляет заказчику, в законе нет.
Поправки в Закон № 44-ФЗ будут вступать в силу в особом порядке
Поменяли порядок, в котором вступают в силу поправки в планирование закупок, определение поставщиков и новых способов их выбора, контроля, мониторинга и аудита. Теперь они будут начинать действовать с 1 января календарного года, следующего за тем, в котором были приняты. А если поправки приняты после 1 октября, то изменения вступят в силу больше, чем через год. Например, если закон с поправками принят в январе 2023 года, он начнет действовать с 1 января 2023 года. А если поправки примут 2 октября 2023 года, действовать они будут только с 1 января 2023 года (см. Федеральный закон от 24.04.2023 №124-ФЗ).
Квотирование и обязательная доля отечественных закупок
На закупку отечественной продукции введены квоты. Это значит, что теперь государственный заказчик должен покрывать часть СГОЗ российским товаром, а еще ежегодно отчитываться о таких закупках. С 1 января 2023 г. действует минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. В первый перечень включили 107 наименований товаров, во второй — 251 товар. Именно этими товарами нужно будет покрывать квоту. Обязательная доля отечественных закупок установлена в процентном отношении ко всему объему закупок за год. Подтверждение происхождения российского товара является реестровая запись, т.е. товар должен быть внесен в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, который ведется Минпромторгом России. Отчет будет полностью формироваться в ЕИС, поэтому в конце года в него автоматически подтянутся все закупки отечественных товаров из реестра контрактов. Первый отчет государственные заказчики будут сдавать уже в 2023 г. Проверять отчет по работе с квотами на отечественную продукцию будет Минпромторг России.
Рекомендуем изучить Постановление Правительства от 03.12.2023 №2013 и Постановление Правительства от 03.12.2023 № 2014.
Электронный запрос котировок в новой форме
Электронный запрос котировок с 1 апреля станет удобнее. Во-первых, поменяют НМЦК закупки — можно будет проводить электронный запрос котировок до 3 млн руб. При этом СГОЗ останется в пределах 10%, но уйдет максимальный предел ограничения в 50 млн руб.. Необычным будет и то, что отменить закупку заказчик сможет за 1 час до срока подачи. Второе отличие — поставщик должен будет предоставлять комплект документов как на аукцион. По итогам нового запроса котировок придется оформлять протокол подведения итогов.
Рекомендуем изучить Федеральный закон от 27.12.2023 №449-ФЗ.
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в часть 5 статьи 2 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Теперь изменения в положения закона 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков, контроля в сфере закупок, мониторинга или аудита могут вступить в силу с 1 января очередного календарного года только в том случае, если они были приняты до 1 октября предыдущего года. Если же изменения были приняты после этой даты (т.е. в конце года), то они вступят в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом (т.е. будут отложены на 1 год).
Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование
С 1 января 2023 года вступают в силу дополнения к части 7.1 статьи 31 закона «О контрактной системе». С этого момента проверка участника закупки комиссией по осуществлению закупок на соответствие требованию о не привлечении участника закупки юридического лица к административной ответственности ст. 19.28 КоАП РФ становится не правом, а обязанностью комиссии.
для участников госзакупок
Для всех, кто имеет отношение к госзакупкам, новый год всегда означает еще и очередные изменения в закупочном законодательстве. Ничего не поделаешь, таковы наши традиции. А значит – самое время узнать, что поменяется в закупках государства и госкомпаний с 1 января 2023 года.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг), соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
В декабре 2023 года было принято Постановление Правительства №2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2023 по 2023 гг., которая должна приходиться именно на отечный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма в 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90-100%.
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Также по данным Постановлением установлен ряд особенностей определения НМЦК, либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае, если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг предоставит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которой квотирование не выдержано.
• закупка товаров (работ, услуг) при необходимости оказания экстренной или неотложной медицинской помощи либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
• закупка уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ, по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ (п. 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
При заключении контракта с единственным поставщиком нужно учесть и иные особенности. Например, если контракт заключается по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры, в ряде случаев его нужно согласовать с контрольным органом. Срок заключения контракта с единственным поставщиком зависит от того, есть ли соответствующая позиция в плане-графике, вносились ли в него изменения и нужно ли согласовывать заключение контракта с контрольным органом.
До изменений. Раньше интересующие нас услуги и обслуживание помещений могли приобретаться у единого поставщика по п. 23 ч. 1 ст. 93 при условии, что помещение принадлежало заказчику на праве:
- Планирование. Информация о контракте вносится в план закупок и план-график в течение 10 рабочих дней, после того как для учреждения установлены лимиты на новый финансовый период.
- Внесение сведений в план-график не позднее 10 дней до подготовки извещения. Если выбранный формат закупки не предполагает размещение извещения, минимальный срок составляет 10 дней до подписания контракта.
- Формирование извещения и размещение в ЕИС. Это нужно сделать минимум за пять дней до заключения договора.
- Составление обязательного отчета о закупке коммунальных услуг по 44-ФЗ у единственного поставщика. Данный документ не требуется размещения в ЕИС.
- Внесение информации о договоре в реестр контрактов в ЕИС. На такую процедуру дается три рабочих дня при заключении, исполнении соглашения либо отдельного его этапа.
Алгоритм закупки коммунальных услуг у единственного поставщика
После изменений. С начала 2023 года разрешается закупка коммунальных услуг у единственного поставщика, если заказчик владеет помещением на любом законном основании. А значит, помимо указанных выше, возможны такие формы владения:
1. Обязанность размещения информации о договорах, заключенных по результатам закупки в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в реестре контрактов. Данный вывод можно сделать из новой редакции ч. 1 ст. 103 с изменениями, вступающими в силу с 01.04.2023
(Федеральный закон от 27.12.2023 № 449-ФЗ), а именно: «…В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с … п. 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ».
Следовательно, такая обязанность распространяется только на договоры, заключенные в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, и не распространяется на договоры, заключенные в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по «старым правилам».
2. К отличительным особенностям нового механизма закупок в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ относится и обязанность осуществлять планирование таких закупок «отдельной строкой». Раньше закупки у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отдельно не планировались. Прямого указания в Законе № 44-ФЗ
на это нет, но данный вывод можно сделать из проекта изменений к приказу Минфина России от 10.04.2023 № 55н (приказ Минфина России от 07.04.2023 № 58н).
В соответствии с последними изменениями п. 3 порядка формирования идентификационного кода закупки (далее – Порядок, ИКЗ) с 01.04.2023 ИКЗ будет иметь следующий вид: «ИКЗ соответствует одной закупке (одному лоту по закупке в случае, когда закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов), за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с п. … 4, 5 … ч. 1 ст. 93 Закона
№ 44-ФЗ. При этом при осуществлении закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 3 млн рублей), ИКЗ соответствует одной такой закупке».
Обращаю Ваше внимание, что за неисполнение вышеуказанных норм, а именно отсутствие размещенного надлежащим образом извещения о закупке, и сведений о заключенном контракте в реестре контрактов, заказчик и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 7.31, 7.30 КоАП РФ.
- Участник размещает предварительное предложение о поставке товаров, где указывает наименование товара с использованием КТРУ, товарный знак — если он есть, страну происхождения товара, возможные сроки поставки и другую информацию о товаре, в том числе цену и имеющееся максимальное количество товара. Такое предложение признается заявкой на участие.
- Заказчик формирует извещение, которое содержит информацию о товаре, начальную цену единицы товара, сроки и место поставки, а также условия проведения процедуры.
- В течение часа после размещения извещения оператор ЭТП выбирает из всех подходящих предложений не более 5 заявок с наименьшей ценой и направляет их заказчику. Отбор происходит по наименованию товара из КТРУ, по срокам поставки, по количеству имеющегося у поставщика товара. При этом, направляя заявки, оператор блокирует у поставщика то количество товара, которое требуется заказчику. Конечно, если товара у участника недостаточно, заявка заказчику не направляется.
- На следующий рабочий день заказчик рассматривает заявки и допускает или отклоняет их. Победитель — участник, предложивший меньшую цену, чья заявка не была отклонена.
- Контракт заключается по общим правилам заключения контракта по электронным процедурам, с учётом особенностей, которые предусмотрены ч. 13 статьи 82.1.
- закупка по объему входит в 10 % от СГОЗ и сумма всех закупок у единственного поставщика не превышает 50 миллионов рублей;
- закупку проводит учреждение культуры, деятельность которого подразумевает сохранение и популяризацию объектов культурного наследия и закупка входит в годовой объём;
Запрос котировок
- информация о заказчике;
- требования, предъявляемые к участникам закупки;
- информация о сроке окончания подачи заявок, который не может быть менее 4 рабочих дней после дня размещения извещения.
- О внесении изменений в предварительное предложение в случае в случае внесения изменений в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог).
в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки блокирует количество товара, указанное в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена заказчику, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки количества закупаемого товара.
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (порядок рассмотрения заявок и присвоения номеров установлен в пункте 6 указанной части), в связи с чем контракт заключается с участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 6 указанной части, в том числе если такая заявка является единственной в связи с отклонением иных заявок.
- определяет, соответствует ли каждое из представленных предложений заявленным требованиям;
- ранжирует те, что соответствуют всем условиям, первый номер получает предложение с самой низкой ценой за единицу продукции;
- оформляет контракт с победителем по общим правилам, которые установлены статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ.
Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2023 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.
Также в изменения в 44-ФЗ, перенесенные с 1 июля 2023 года на 1 октября 2023 года входят правки в правила проведения электронного запроса котировок. Увеличен предельный размер для проведения электронных котировок с 500 тыс. до 3 млн. руб. Также, сокращается срок подачи заявок с пяти рабочих дней до четырех рабочих дней.
2-е изменение: с 08 января 2023 года изложен в новой редакции пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе
Кроме того, теперь заказчик имеет право при отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем перечисленных в пункте 23 работ, услуг заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на любом законном основании, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение этих работ либо оказание данных услуг.